Спортивное интернет-телевидение Новокузнецка
При поддержке благотвортельного фонда «Юмас» им. Ю. М. Асаилова
Разработка и дизайн

Алексей Кицын: «Можно бесконечно смотреть на несколько вещей. Одна из них – как плачут канадцы»

Глава хоккейной семьи и защитник «Металлурга» начала девяностых Алексей Кицын рассказал о годах, проведённых в системе московского «Динамо», победе младшего сына на чемпионате мира среди молодежи и объяснил, почему завершил карьеру игрока в возрасте 30 лет.

- Как поняли, что хоккей станет делом всей вашей жизни?

- В детстве я ещё не знал, что посвящу хоккею всю жизнь. Просто с пацанами во дворе играли, участвовали в турнирах «Золотая шайба». Понимание того, что буду всерьез заниматься, пришло, наверное, классе в девятом. Грёзы, мечты появились какие-то, хотелось попасть в команду мастеров. Вообще, я в ранние годы занимался разными видами спорта. Всё, в чем соревновались мои ровесники, в том же и я к ним подключался. Если не ошибаюсь, в шестом классе мне товарищ сказал, что мы должны выбрать хоккей. Мы с родителями пришли к тренеру Анатолию Михайловичу Окишеву, пообщались с ним. Он тогда собирал впервые хоккейный класс. Волнение было, конечно, огромное. Но ничего, решил попробовать. Жил я тогда в Абашево. Район был...

- Лихой?

- Да, пожалуй, это определение подойдет. Даже когда я переехал оттуда, все равно поддерживал с друзьями отношения. А потом всё это отошло на второй план, меня полностью захлестнули учеба и хоккей. Обратной дороги уже не было, потому что меня бы не поняли - зачем я уехал, если потом ничего не добился? Но мне повезло, встретил в своей жизни хороших людей, Чернова, Окишева, Якубенко.

- Когда вас впервые привлекли к занятиям с командой мастеров?

- Очень рано, мне было, кажется, лет 14-15. Окишев, который вёл тогда детскую команду 1965-го года рождения, был ещё и главным тренером «Металлурга», выступавшего во Второй лиге чемпионата СССР. Анатолий Михайлович взял меня на летние сборы. Предсезонную подготовку я прошел с мужиками. Все было, конечно, по-другому по сравнению с детской командой.

- А свой первый матч в составе «Металлурга» помните?

- В том же сезоне, когда меня взяли на сборы, Окишев привлек пять молодых хоккеистов к играм основной команды. В моей дебютной игре «Металлургу» противостояла команда «Горняк» из Райчихинска. Наша пятерка тогда неплохо сыграла, уже точно не помню, вничью свели свой микроматч или даже выиграли. В тот момент была эйфория, что играли в первой команде рядом с мужиками. Честно говоря, истинное удовольствие от хоккея я начал получать лет в 26-27. До этого была сплошная борьба. С собой, с соперниками, за выживание. Надо быть толстокожим, чтобы, с пятнадцати лет играя в команде мастеров, пройти весь путь без эмоциональных переживаний. Когда начинаешь думать, поставят или не поставят, будешь в составе или нет - это всё прелюдия хоккея. А вот когда ты ко всему подходишь осознанно, начинаешь думать о сопернике, например, этой команде нельзя ни в коем случае проиграть, а этой, если и проиграть, то как минимум проиграть достойно, вот тогда ты игрок. В том матче мы ещё не были хоккеистами, только пытались ими стать.

- В вашей карьере был период выступлений за московское «Динамо».

- Мы закончили школу, и Окишев посоветовал нам поехать в «Динамо». Там работал известный нам по юношеской сборной Виталий Георгиевич Ерфилов. В те годы лучших хоккеистов по всей стране забирал ЦСКА. Чтобы обойти эту систему, мы на следующий день после школьного выпускного вечера улетели в Москву и подали документы в Высшее пограничное военно-политическое училище КГБ СССР имени Ворошилова. Так мы попали в московское «Динамо». Ярких впечатлений от того времени хватит на всю жизнь. Мы приехали на служебном «рафике» на базу в Новогорск, ждали остальную команду. Когда основной состав начал заходить на базу, первое впечатление было, что попал на съемку телевизионной передачи. Я вживую увидел таких легенд отечественного хоккея, как Билялетдинов, Мышкин, Васильев, Александр Мальцев, братья Голиковы.

Закончился срок нашей службы в армии, и стоял выбор о дальнейшем продолжении карьеры. Можно было остаться в системе «Динамо». Моему партнёру-земляку Сергею Трофилову предлагали перейти в минскую команду, я мог стать харьковским «динамовцем». Но мы приняли решение вернуться в Новокузнецк. Такой патриотизм родом из детства. Анатолий Михайлович Окишев всегда нам говорил, что мы должны отстаивать честь Новокузнецка на всех аренах. Тем более у меня начали завязываться отношения с будущей женой, Аллой. Хотя, может быть, стоило рискнуть, уехать в другой клуб. Но сейчас уже нет смысла об этом говорить.

- Вы очень рано завершили карьеру. В 30 лет.

- Так мне здорово тогда «помогли» завершить карьеру. Есть такой тренер Николай Иванович Мышагин, который в своё время привёл в Новокузнецк большую группу игроков из Усть-Каменогорска. Тогда не совсем честно отнеслись к местным воспитанникам. Ко мне, к ныне покойному Диме Буценко, Сергею Трофилову. А ведь нам было всего по 30 лет. Могли бы спокойно отыграть ещё сезонов 5-6. Тогда началась контрактная система, до начала чемпионата оставалось немного, а с нами никаких соглашений не подписывали. Мне сказали: «Из тебя, наверное, выйдет неплохой тренер». На это я ответил: «Посмотрим, выйдет или нет. Хуже, чем вы, точно не буду». Молодой был, горячий. В общем, некрасиво расстались. Хотя до этого три года подряд звал меня Валерий Постников, возглавлявший тогда магнитогорский «Металлург». В то время «Магнитка» переживала настоящий хоккейный бум. В Новокузнецке говорили: «Алексей, зачем тебе это надо?! У тебя и здесь всё будет хорошо». Было обидно, что не использовал свой шанс поиграть на более высоком уровне. Пришлось начинать новую жизнь. Когда ты играешь, это одно дело, а когда тренируешь, особенно маленьких детей, другое. Сложно было. Некоторые в пять лет ещё толком разговаривать не умеют, а ты должен донести до них что-то своё, для них заоблачное. Помогало то, что мой старший сын Кирилл был того же возраста, и что к тому времени я закончил пединститут.

- Сейчас жалеете о чём-нибудь?

- На тот момент, когда я принимал важные решения в своей жизни, были веские причины сделать именно так. Может быть, где-то надо было промолчать, наступить на горло собственной песне, но это был бы уже не я. Поэтому нет, не жалею. Зато могу честно признать, глядя любому в глаза, что совершал ошибки в жизни. А кто их не совершал?

- Кто из ваших воспитанников заиграл на высоком уровне?

- Было бы глупо, если бы я умолчал о Сергее Бобровском. Одаренный, талантливый парень. Если бы не стал вратарем, из него вышел бы отличный полевой игрок. Среди ребят 1988-го года рождения было много тех, кто мог бы заиграть на высоком уровне. По разным причинам не сложилось. Помогал тренировать 1990 год. Оттуда несколько парней хороших вышли, например, Александр Романов. Сейчас играет в Белоруссии, когда приезжает в Новокузнецк, советуется. Тот же Костя Турукин. Много ребят, всех не упомнишь. Перечислять их не буду, вдруг ещё кого-нибудь забуду, обидятся (улыбается).

Сейчас совершенно другое поколение, воспитанное на других ценностях. Их нельзя корить за это, они родились в другой стране. Конечно, хотелось бы, чтобы у них был такой же энтузиазм, преданность хоккею. Я считаю, если из группы один-два человека попали в команду мастеров, это хороший результат. Каждый год школы выпускают по 15-20 человек. Если они все попадут в команды мастеров, мы столько клубов не наберем. Необходимо не просто туда попасть, нужно там заиграть. Некоторые подписывают контракт, получают деньги и просиживают весь сезон на лавке. У нас половина хоккеистов в КХЛ такие. Это не хоккей. Раньше была хорошая система: не проходишь в состав, идешь в первую лигу. Да, сейчас создали МХЛ, ЮХЛ, но школу отсекли. Ещё, несколько лет назад была такая хорошая вещь, как тренерские семинары. Последний раз я ездил на выездные сессии Высшей школы тренеров семь лет назад. На семинарах мы общались, обменивались опытом, учились друг у друга. Сейчас этого нет.

- Ваш младший сын Максим в 2011 году стал чемпионом мира среди молодёжных сборных. Вы присутствовали на том легендарном матче.

- Можно бесконечно смотреть на несколько вещей. Одна из них – как плачут канадцы. Наши мальчишки заставили рыдать почти 20 тысяч местных болельщиков. Вытащить игру с 0:3 у канадцев на их льду — это кайф. Мальчишки совершили маленький подвиг. Видно было, что это не набор игроков, а команда, объединенная одной целью. Мы, родители, со своей стороны поддерживали их как могли. Тех, кто болел за Россию, на том матче было не более ста человек.

- Алексей Иванович, как зарождалась ваша спортивная семья?

- С Аллой Геннадьевной мы учились в одной школе в параллельных классах. Она была председателем совета дружины, потом секретарём комитета комсомола. Однажды меня вызвали в юношескую сборную, а чтобы получить разрешение на выезд за границу, нужны были характеристики из первичной комсомольской организации. Алла была её секретарём, там и произошло наше первое плотное общение. Начали дружить. Её родители жили рядом, так что в перерывах между школой и тренировками мы ходили к ней домой обедать. Затем, после того, как я вернулся из «Динамо», мы поженились, родили и воспитали двух сыновей. Позже Аллу пригласили работать в хоккейный клуб. Если бы она работала в другом месте, мы бы практически не виделись. А так – вместе с ней мы уже двадцать восемь лет.

Жене, конечно, тяжело. Три мужика-хоккеиста в доме – это очень непросто.

- Как проводите свободное время? Если оно у вас есть.

- Его практически нет. После победы на чемпионате мира Максиму подарили квартиру, и мы сейчас делаем в ней ремонт. Другими домашними проблемами занимаемся, на которые в силу специфики нашей работы всегда не хватает времени. Люблю охоту (отец у меня был промысловик), а времени охотиться нет. Летом со своими мальчишками 2000 года рождения ездили в спортивный лагерь, спиннинг взял, но не порыбачил. В театре сто лет не были. В кино тоже редко бываем, последний раз ходили на «Легенду №17». Иногда ужинаем в ресторане. А так, в основном... Как говорит жена: «Хоккей зимой и летом, днём и ночью».

- Алексей Иванович, как вам удается поддерживать хорошую физическую форму?

- Наверное, маме с папой надо сказать спасибо за такое здоровье (смеётся). Считаю, что любой человек, когда чувствует, что никому не нужен, сразу стареет. Я искренне верю, что нужен.

(с) Спортивный Портал Новокузнецка

Редакция Sport42
04.11.2013

Читайте далее

Комментарии: 5

Правила
Jakov 09.11.2013 20:57:17
0

Отлично, что печатаете такие интервью. Интересно .

Blackspr 04.11.2013 13:14:31
0

Metall, беседовали с героем интервью Валерия Кретова и Алексей Крымов.

Metall 04.11.2013 12:15:27
0

Интервью про Короленко и сейчас самые лучшие за последние несколько лет. Почему спорт-нк, не указывает авторов этих материалов? Страна должна знать своих героев!)) Озвучьте кто автор идеи.Поскольку странно читать и не знать автора.

pendulum 04.11.2013 11:47:45
0

Иваныч, чудной по жизни, но позитивный, одна байка, как его гаишники в коньках,за рулем изловили, чего стоит)))

Stepanych 04.11.2013 11:10:47
0

Хорошее интервью, с удовольствием прочитал