«Хоккейная сказка» в Новокузнецке закончилась. «Металлург» теперь гораздо больше проигрывает, чем выигрывает. Результаты у команды в последние месяцы – не в пример тем, что были до ноябрьской паузы в чемпионате. Не в пример в предстоящем времени будет и состав Кузни – уже ушел Робитайл, наверняка уйдут до 15 января Кагарлицкий и Слепышев, до конца сезона травму получил Мегалинский, не играет один из сильнейших защитников команды Куклев, переживает игровой спад Жафяров, непонятно что делает в команде Саймон, который ни гол забить, ни соперника побить. Одним словом, просвета в игре «Металлурга» - не намечается. Динамика последних результатов команды – этому подтверждение. Так разве удивительно то, что предыдущий домашний матч Кузни против «Барыса» собрал во Дворце спорта всего 2800 зрителей?
Любой здравомыслящий болельщик сейчас может спросить: а почему я сейчас должен платить те же самые деньги за билет и ходить на хоккей в исполнении «Металлурга», когда команда постепенно расстается со своими лидерами, играет не так ярко как в начале сезона, а возможность выйти в плей-офф – только из разряда фантастической теории. Спросит – и будет прав. Кузня сейчас – далеко не та, что была раньше и решает совсем уже другие задачи, причем с каждым матчем состав «Металлурга» все больше будет походить на состав «Кузнецких Медведей», усиленный опытными хоккеистами. Вот и получается, что Кузня – далеко не та, а вот цены на билеты на хоккей – все те же. И руководство «Металлурга», в этом вопросе, ничего предпринимать не собирается. А болельщика-то ведь не обманешь. Так стоит ли удивляться, почему зрителей на хоккее в Новокузнецке все меньше?
Чем меньше болельщиков на хоккее во Дворце спорта, тем меньше и прибыль «Металлурга» от количества проданных билетов. Всем известно, что когда спрос на какой-то товар начинает падать, а продавец заинтересован в сохранении прежней выручки, он устраивает скидки и распродажи, снижая цены на товар, и таким образом создает вторую волну интереса со стороны покупателей. Если распродажа возможна хоккеистов «Металлурга», то почему она не может состояться и по отношению к билетам на оставшиеся домашние матчи Кузни? Особенно в тот момент, когда посещаемость команды резко снижается?
Однако, в «Металлурге» считают, что болельщик все равно должен платить те же самые деньги за право посмотреть хоккей в исполнении Кузни. И результаты, соответственно, были раньше другие. Не то что сейчас. Так где же тут то самое соотношение «цена – качество», о котором не раз говорил генеральный менеджер «Металлурга» Леонид Вайсфельд, когда речь заходила о хоккеистах? Ведь это правило точно так же можно применять и к ценовой политике на билеты на домашние матчи Кузни. Не пора ли ее пересмотреть, господа руководители?
И только не надо говорить, что клуб может потерять деньги, снизив цены на билеты. В этом вопросе «Металлург» даже наоборот может заработать еще больше. При этом, абсолютно не делая никаких финансовых затрат. Допустим, если раньше средняя цена билета составляла сумму в 200 рублей, 30 % скидка на него понизит стоимость билета до 140 рублей. И если раньше, опять же, допустим, человек на хоккей ходил один, выпивая на нем один стакан чая и съедая два бутерброда, то теперь с ним на хоккей пойдет еще и его друг, товарищ, родственник, которому также захочется чая и бетербродов, которые, если бы не пришел этот «друг», никто бы так и не купил. Вот такая простая арифметика: 1 болельщик с билетом за 200 рублей, с 1 чаем и 2 бутербродами или же 2 болельщика с общей стоимостью билетов за 280 рублей, с 2 чаями 4 бутербродами, причем тот второй, может еще и что-то из сувенирной продукции захочет прикупить – а это тоже прибыль.
Математическая задача. Пусть сейчас на хоккей ходит 2800 болельщиков при средней цене билета в 200 рублей. Прибыль составляет 560 тысяч рублей. Если среднюю цену билета снизить на 30 %, то есть до 140 рублей, заблаговременно объявить в городских СМИ о снижении цен на билеты (за пару недель, а не за 2 дня до игр), то возможно, на трибуны и вернутся даже хотя бы минимум те 2000 с лишним болельщиков, которые приходили на хоккей в первые месяцы чемпионата. Получается, 5000 зрителей будут покупать билеты по 140 рублей - а это уже 700 тысяч рублей. То есть, прибыль с одной игры без каких-то затрат и финансовых вложений составляет 140 тысяч рублей только с билетов и это без учета продажи сопутствующих товаров! Вот так все просто. Вот и еще один дополнительный способ заработать. Согласитесь, почему бы маркетинговой службе «Металлурга» его не рассмотреть, если она больше не может найти никаких источников заработка? Ведь за счет некоторого снижения цены, и последующего увеличения объема продаж, продавец всегда оставался в прибыли. Но в руководстве клуба только готовы при любом удобном моменте повышать цены на билеты и никак не снижать. Вот выйди «Металлург» в плей-офф в 2013 году, наверняка ведь цены на билеты на плей-офф руководство клуба бы повысило. Преподнеся это как успех, которого не было многие годы и как игры, более престижные, чем в регулярном чемпионате. Но вот когда команда начинает играть хуже, руководство клуба считает, что цены на билеты снижать не надо. Даже когда посещаемость матчей уже упала в 2 раза. В любом другом нормальном клубе маркетинговая служба уже вовсю бы вела работу по тому, как вернуть ушедших зрителей на трибуны, проводить исследования. Но это все – не про Новокузнецк.
А вот в Магнитогорске, например, где играют такие хоккеисты как Малкин, Кулемин, ОРайли, Гончар, Мозякин и другие, маркетинговая служба работает и знает свое дело. Там понимали, что под Новый года на домашние матчи Магнитки не придет много болельщиков на игры против таких соперников как Кузня, «Сибирь» и «Амур». И чтобы привлечь дополнительное число болельщиков и не потерять прибыль, в Магнитогорске устроили предновогоднюю акцию, продавая на эти матчи билеты по 200 рублей на абсолютно любые свободные места. Вот и получается, что перед этой акцией на «Спартак» в Магнитогорске пришло 4566 зрителей, а на «Амур» во время акции - 6810. В Новокузнецке же не делают никаких акций для своих болельщиков. Руководство «Металлурга» считает, что болельщики им и так должны всегда приносить свои деньги вне зависимости от состава команды, уровня игры и цен на билеты. Ведь это же – «настоящие болельщики» и они всегда должны быть рядом с командой.
Но ведь болельщики тоже могут обидеться. Когда они видят, что время идет, а для них ничего не меняется. Доисторический Дворец спорта, в котором холодно на матчах как был - так и остается. Места для курений – в загонах. Остается и негибкая ценовая политика на билеты, которая никак не меняется в ходе сезона несмотря на серьезные изменения в команде «Металлург». О каком тут внимании со стороны клуба можно говорить по отношению к болельщикам?
Так что не удивляйтесь, если после 15 января на оставшиеся домашние матчи «Металлурга» придет уже и меньше 2000 зрителей. Болельщики уже и так дают понять снижающейся посещаемостью, что за такие деньги такой хоккей им не нужен. И чтобы там не говорили, что в Новокузнецке кроме как на хоккей больше некуда пойти, болельщики вполне могут найти как и куда применить свои деньги. Особенно когда он, болельщик, видит, что руководству клуба вообще в принципе все равно, сколько их, болельщиков, сейчас приходит на хоккей.