Спортивное интернет-телевидение Новокузнецка
При поддержке благотвортельного фонда «Юмас» им. Ю. М. Асаилова
Разработка и дизайн

Юрий Зуев: «Представители «Динамо» нам прямо говорили: «Если эти игроки выйдут на лёд, их поймают на допинге и аннулируют результаты матчей»

Одна из самых ярких фигур в истории новокузнецкого хоккея, защитник-бомбардир Юрий Зуев рассказал о своей карьере, вспомнил «серебряный» сезон «Металлурга» под руководством Сергея Николаева и объяснил, что помешало Кузне выйти в финал плей-офф чемпионата России 1999/2000 годов.

- Юрий Александрович, как вы познакомились с хоккеем?

- Родители купили мне кожаные, мягкие коньки, и я начал кататься с ребятами во дворе. Сначала по снегу, потом, когда стали постарше, сами заливали лед. Участвовали в первенстве ЖЭКа, районных соревнованиях. Там и оттачивали владение шайбой, клюшкой, катание на коньках. В 12 лет меня взяли в спортивную школу «Металлург».

- Где проходил юношеский этап вашей карьеры?  

- В конце 70-ых годов наша команда пробилась в финал «Золотой шайбы», который проходил в Новосибирске. Там мы встречались с «Торпедо» из Горького (ныне Нижний Новгород, прим. ред), которое в то время тренировал легендарный в прошлом вратарь сборной СССР Виктор Коноваленко. Он позвал меня и голкипера нашей команды Виталия Денисова в юношескую команду Горького. Отыграли там сезон очень достойно. В тот год мы закончили 10-ый класс и решили вернуться домой, тем более, что нас взяли в состав главной команды города. В 1980 году меня призвали в армию. Два года я провёл в новосибирском СКА. В то время была хорошая система армейских клубов по всей стране. Сейчас, к сожалению, такая система отсутствует. После выступлений за новосибирскую команду стали поступать предложения от клубов высшей лиги. Звали в рижское «Динамо», киевский «Сокол». Но я выбрал московский «Спартак».

- От кого именно поступило предложение перейти в стан красно-белых?

- От главного тренера Бориса Павловича Кулагина. СКА встречался с московским «Локомотивом» на арене в Сокольниках, и после игры меня позвал Кулагин и предложил выступать за «Спартак».

- Как можно охарактеризовать Бориса Павловича как тренера?

- Опытный наставник. Много не говорил, но всегда в точку. Если игрок был умный, понимал, чего от него хотел тренер, то карьера хоккеиста под руководством Кулагина могла сложиться успешно.

- Когда вы были в московской команде, «Спартак» занимал второе место. В вашей коллекции есть серебряная медаль чемпионата СССР?

- Нет, мне не хватило количества матчей, чтобы получить медаль. В то время нужно было провести 50 процентов игр. У меня было около 30 процентов. Это сейчас под сто матчей за сезон бывает, а тогда было меньше.

- Вашими партнерами по клубу были такие игроки, как Болдин, Кожевников...

- Я приехал из глуши, захожу в раздевалку, а там - один олимпийский чемпион, другой чемпион мира. Естественно, поначалу было тяжело. Но затем вкатился. Конечно, было очень приятно играть в одной команде с такими мастерами, как Тюменев, Шалимов, Кожевников, Болдин, Тюриков.

- Успели с ними подружиться?

- В принципе, да. Все помогали и в игре, и на тренировках.

- Затем пришлось вернуться в Новокузнецк.

- Кулагин ушел с поста главного тренера, и команду возглавил Евгений Зимин с помощниками Владимиром Шадриным и Александром Якушевым. Я предсезонные сборы прошел, но чувствовал, что доверять в течение сезона будут больше «своим» хоккеистам. Хотел сначала уйти в «Крылья Советов», но позвонил в Новокузнецк, который в то время вышел в первую лигу, и решил, что буду помогать родному «Металлургу».

- После матчей на высшем уровне морально тяжело было играть рангом ниже?

- Конечно, хотелось чего-то большего. Потом уже свыкся, тем более, что вскоре образовалась Межнациональная хоккейная лига. Стали приезжать солидные команды, появилась возможность показать себя. Болельщики вновь потянулись на стадион.

- Кого можно было выделить из игроков того состава «Металлурга» начала 90-ых?

- В первую очередь Вадима Морозова. Хорошая группа игроков у нас была с Прокопьевска, в частности Воронов, Макеев. Может быть, нам не хватало в те годы уверенности, всё-таки мы немного уступали в классе хоккеистам с «Запада». Потом дела потихоньку пошли в гору. Заработала наша школа. Например, из второй команды пришел Сергей Москалев и сразу заиграл в основе.

- Расскажите о польском и финском периодах вашей карьеры.

- В нашей стране был развал, и когда меня позвали в 1991 году отыграть сезон в польском клубе «Напшут» из Катовице, то я принял это предложение. Уровень хоккея там, конечно, ниже, чем у нас, но хотелось попробовать себя в других условиях, за границей. А в сезоне 1993/1994 мы с «Металлургом» ездили в зимний перерыв на сбор в Финляндию. После контрольных матчей меня и Вадика Морозова пригласили доиграть сезон в местном клубе «Спорт» (Васса) и обеспечить клубу выход в первую лигу. Согласились, ведь уровень финского хоккея весьма высок. Поиграли там три месяца, задачу не выполнили, но нам всё равно предлагали остаться ещё на год. Решили с Морозовым вернуться в Новокузнецк.

- Перед сезоном 1995/1996 «Металлург» пригласил большую группу молодых воспитанников усть-каменогорской школы хоккея с тренером Николаем Мышагиным.

- Да, приехали молодые ребята, но я считаю, что они подняли уровень хоккея в Новокузнецке. После отставки Мышагина на смену ему пришел Сергей Алексеевич Николаев, но он никого не выгонял, дал ребятам шанс, и многие остались в команде.

- Перед приходом Николаева вы уже завершили карьеру игрока?

- Да. Работал помощником главного тренера. Но перед переходным турниром в сезоне 1997/1998 ситуация сложилась так, что не хватало защитников. Николаев сказал: «Ну что, Юрий Александрович, давай!». Пришлось вновь надевать форму, начинать практически с нуля, физически восстанавливаться.

- Вспомните годы под руководством Сергея Николаева.

- Новокузнецкий хоккей можно разделить на два периода: до Николаева и после. Сергей Алексеевич привнёс новые веяния. В команду приехали хорошие игроки. Когда генеральным менеджером стал Роман Константинович Хайретдинов, сюда потянулись настоящие «игровики» - Епанчинцев, Ткачук, Евтюхин. Может быть, в Москве они и не были востребованы, но в Новокузнецке эти мастера создали коллектив, способный решать любые задачи. Большая заслуга в этом Сергея Николаева. Конечно, приятно было, что практически на каждый матч собирался полный стадион.

- Что больше всего запомнилось из того периода вашей карьеры?

- Лично для меня - заброшенная шайба в третьем матче полуфинальной серии с «Динамо». В той встрече она стала решающей. Да и вся серия в целом запомнилась. Мы могли пройти в финал, но немножко не хватило. Свою роль сыграли и закулисные игры.

- Та самая история с «допингом» Петренко, Шаргородского и Агаркова?

- Да. Нам прямо говорили представители «Динамо»: «Если эти игроки выйдут на лёд, их поймают на допинге и аннулируют игры». В то время Федерацию хоккея России возглавлял «динамовец» Стеблин.

- После сезона под руководством Андрея Сидоренко вы окончательно завершили карьеру хоккеиста и перешли на тренерскую работу в школу «Металлурга». Тяжело дался этот переход?

- Ещё вчера ты выходил на лёд, а сегодня тренируешь маленьких ребятишек. Конечно, было очень сложно. Спрашивал совета у более опытных коллег, подсматривал за их тренировками. Сначала работал помощником, а потом взял мальчишек 99-го года рождения, им было по восемь лет. Тренирую ребят уже шесть лет и теперь знаю, в каком возрасте и на что обратить больше внимания. По ходу работы возникает много проблем, по большей части они касаются здоровья. С возрастом ребята, конечно, физически крепнут, а пока маленькие – за ними нужно пристально следить. Прошелся где-то без шапки — простыл, съел что-то не то — живот болит.

- Вы также успеваете тренировать команду ветеранов. Как у неё успехи?

- Стараемся. У нас в составе много тех, кто играл со мной в «Металлурге» - это Андрей Трощенков, Сергей Демьяновский, Антон Каргальцев. У кого-то не получается приходить на тренировки часто, у многих посменный график работы. Когда играем товарищеские матчи, например, с ветеранами новосибирской «Сибири», собираемся в полном составе. Всем процессом руководит Геннадий Герасимович Лебедев, держит нас в тонусе.

- Перейдем к настоящему времени. Сравните хоккей, который был в то время, когда играли вы, с хоккеем сегодняшних дней.

- Наш спорт стал намного мобильнее. Скорости значительно выросли, В моё время действовали чуть медленнее, больше играли в пас. Сейчас игра стала чище. Судьи карают двумя минутами штрафа за любые зацепы. Раньше цепляли за локти постоянно, били по перчаткам. У меня все руки были исчирканные. Сейчас, если хоккеист хорошо катается, чистым силовым приёмом его практически невозможно остановить. А раньше с помощью клюшки, как мы говорили, «на вилы» поднял и к борту привёз. Это считалось нормально.

- Как оцените нынешнее положение дел в «Металлурге»?

- Здесь даже не специалист скажет, что ежегодная ротация игроков ни к чему хорошему не приведет. Сезон играет одна команда, на следующий год приезжает абсолютно новая. Необходимо создавать коллектив годами, по крупицам. Пример - мой «Металлург-99». Я собирал ребят из разных городов области — Междуреченска, Прокопьевска. Несколько лет состав стабильный, и, уверен, ребята готовы побороться в финале чемпионата России. В КХЛ по такому принципу работают Уфа, Казань, Санкт-Петербург.

(с) Спортивный Портал Новокузнецка

Редакция Sport42
03.10.2013

Читайте далее

Комментарии: 11

Правила
Djklshm 03.10.2013 17:42:56
0

А допинг тот нужно называть своим именем,то была наркота!

Pendulum 03.10.2013 16:04:37
0

Я помню как Слава Завальнюк, по приезду в Новокузнецк, у Морозова жил) Не нашлось тогда жилья сразу. И ничего не скулили и ведь играли, еще как играли. А Зуй хороший мужик, нормально играл, картины не портил.

Slawak 03.10.2013 14:51:43
0

Мне всегда нравился Сергей Юрьев ну а Зуев это легенда нашего Металлурга .

Abyss 03.10.2013 13:20:07
0

Тут можно долго размышлять на тему "Что бы было, если бы". Есть то, что есть. Металлург взял малое серебро регулярки 98/99 и в ПО 99/00. И Юра при этом участвовал. Где то лучше, где то хуже, но полюбому выкладывался в меру своих возможностей. Так что, конечно же помог! )))

Abyss 03.10.2013 13:00:47
0

Mitya, насчет помог или не помог... тут у каждого свое мнение. Возьмем, например, тот самый ПО сезона 1999/2000. Тогда ему с трибун кричали, что пора на пенсию, ибо в этом ПО от него пользы было мало, скорее наоборот. А за победную шайбу Динаме мы его потом всей толпой простили, потому как тогда Металл повел в серии 2-1. И если бы Динаму за уши не тянули, то и вторую домашнюю игру наши взяли бы.

Mitya 03.10.2013 12:24:25
0

Abyss, Пусть и так, согласись, Юра помог команде

Abyss 03.10.2013 12:18:24
0

Mitya, по легенде не Николаев просил Зуева вернуться на лед, а совсем наеборот.

Mitya 03.10.2013 11:02:52
0

Abyss, не понимаю твой сарказм, это же констатация факта, ведь, когда Зуев вышел опять играть, он явно картины не испортил. Сил у него ещё было море. Просто, рано решил завязать. Нефиг, помогай команде

Mitya 03.10.2013 10:56:46
0

Да уж, про закулисные игры московских функционеров было видно невооружённым глазом. Вспомнить 1994 год, челябинский Трактор, в полуфинале с Динамо, как его сливали! А ведь в том году Трактор был силён как никогда, был достоин в финале биться, нет же, Динаму за уши вытащили, позорише! Так и с нашим Металлургом поступили

Abyss 03.10.2013 10:56:37
0

"Николаев сказал: «Ну что, Юрий Александрович, давай!». Пришлось вновь надевать форму, начинать практически с нуля, физически восстанавливаться." А то что как раз в то время МИКОМ бабло в хоккей начал вваливать - это совпало просто ))))

Marik 03.10.2013 09:10:53
0

Забыли еще год тренерской работы в Прокопьевском Шахтере!!! может вспоминать не хочет, команда тогда последнее место заняла ВХЛ, только состав то был уровня первой лиги...Болельщики и ходили то только на Зуева и посмотреть, очень колоритно он смотрелся :))) Спасибо ему за это