Спортивное интернет-телевидение Новокузнецка
При поддержке благотвортельного фонда «Юмас» им. Ю. М. Асаилова
Разработка и дизайн

Герман Титов: «Я закурил, и Кария сбежал из номера»

Главный наставник новокузнецкого «Металлурга» дал обширное интервью «Спорт-Экспрессу». 

«Титов – самый интересный эпизод в моей практике. Он выиграл все поединки, которые устраивала ему жизнь», – написал в мемуарах Владимир Васильев, экс-главный тренер «Химика» и сборной России.

В книжке знаменитого Тео Флери нашему герою тоже посвящены несколько выпуклых строчек: «Мне очень нравились некоторые русские. Например, Титов. Рост 180 см, вес – 80 кг, но остановить его было невозможно! К тому же он невероятно устойчив психологически. На скамейке мы всегда сидели рядом. Когда английский подучил, начали общаться. Забавный парень. Рассказывал, как в армии танк водил. Иногда приходил на тренировку, еле передвигая ногами. Спрашиваю: «Тит, что стряслось?» – "Да вчера затусили дома! Я выпил пару бутылок вина. Потом пару бутылок водки. Устал».

…49-летний Герман Титов сидит напротив. Поздний вечер, гостиница в Мытищах. Назавтра его «Металлургу» играть с «Атлантом». Он улыбается.

Глядя на него, мы думаем: Герман – как солдат Чонкин. Побывал во всех передрягах, где возможно. С видимым простодушием выпутывался из любой. Карьера получилась выдающаяся. Один он знает, что стоит за каждым сезоном в хоккее.

Второй год тренирует новокузнецкий «Металлург». Так здорово, что Москва с большим интересом всматривается и в старого знакомого Германа, и в его новую команду.

***

– В Новокузнецке когда-то работал Андрей Сидоренко. Вспоминал, смеясь: «Не захлопнул дома форточку. Вернулся со сборов через две недели – на подоконнике толстый слой металлической пыли». У вас такие открытия были?

– Через это прошел в 2003-м. После НХЛ первая поездка с «Химиком» – как раз в Новокузнецк. Был ошарашен, когда из крана потекла ржавая вода. Поэтому год назад в «Металлург» на должность помощника ехал с опаской. Но город за десять лет преобразился.

– Вы поражали Новокузнецк идеями. Собирались запустить съемочную группу в раздевалку во время перерыва.

– Местная телекомпания предложила, подумал – почему нет? Стесняться нечего, обхожусь без мата. Но хоккеисты отговорили. Они пока не готовы.

– Удивительно – человек, родившийся в Раменском, матом не ругается.

– Иногда проскакивает. Но все-таки после Раменского были 20 лет в Канаде.

– Легенды ходят про бюджет «Металлурга». Цифры огласите?

– 200 миллионов рублей.

– Вы лично уговариваете хоккеистов переходить в Новокузнецк. На что упираете?

– На рост карьеры. У меня самая молодая команда лиги. Малиновский играл в «Магнитке» в четвертом звене по 4 минуты за матч. У нас – 16 – 17.

– Кошечкин или Пережогин получают за сезон больше, чем весь «Металлург».

– Мы трижды обыграли «Авангард» – в Омске услышал, что один Соботка зарабатывает больше, чем вся наша команда. А с Пережогиным даже сравнивать страшно.

– К странностям собственных хоккеистов привыкли? Это ведь в Новокузнецке парень обитал с женой и кошкой в съемной «однушке», но имел три джипа…

– В «Металлурге» ни у кого нет машин.

– ???

– За каждым заезжает автобус, собирает по городу. На тренировки и обратно. Квартиры у хоккеистов в одном районе. Недалеко от дворца. Нигде с таким не сталкивался.

– Как строили свою первую предсезонку?

– Много бега. Но не кроссы. Заменил на короткие дистанции – 300 метров, 400. Ввел трехразовые тренировки. Раньше в «Кузне» в 11 утра начинали – а при мне это была уже вторая тренировка. Первую проводили в 7.00. 16 октября у меня был день рождения, массажисты произнесли тост: «Спасибо вам, Герман Михалыч. Научили вставать в 6 утра!» Прежде поднимались в 10.

– Всегда вы просыпались так рано?

– Да. Это в поездках режим меняется, а дома уже в 9 сплю, как младенец. В НХЛ надо мной посмеивались. Перед матчем спал днем три часа. И прекрасно себя чувствовал.

– А как чувствовали себя ваши соседи по номеру?

– Теему Селянне накануне игры заснуть не мог, смотрел телевизор. Я попросил, чтоб от него отселили. А Пол Кария сам от меня сбежал.

– Почему?

– Я с 14 лет курил. Как вытащил сигарету – Кария перепугался. Это я уже на «Мальборо» перешел. А мог бы «Беломор» достать… Но играть закончил и завязал. Уже девять лет – ни единой затяжки.

– Врач помог?

– Никаких врачей. Сам. В 2005-м, когда отмечали Новый год, объявил друзьям: «С завтрашнего дня – не курю!» Они посмеялись, Торгаев громче всех: «Да ладно, долго не протянешь». Через пару лет услышал от Паши: «Вот уж не думал, что у тебя такая выдержка…»

– В вашем «Металлурге» курящие есть?

– Что вы! Для нынешнего поколения эта тема неактуальна. Как и выпивка.

***

– Тренеры старой школы взбадривали команду после выходных «двойным Купером». Если б предложили в «Металлурге» – какой была бы реакция?

– Не представляю. Ребята на предсезонке скрипели зубами, болело у них все. Говорили – в жизни такого не пробовали. Например, скоростно-силовой фартлек. Бежишь круг в 400 метров, затем 40 секунд работаешь со штангой. 6 разных упражнений. Потом повторяешь. Вот так – семь раз. Я-то на них смотрел – начинали ныть колени.

– Мышечная память?

– Да! В голове прокручивал, как сам все это выполнял!

– Что в юности давалось особенно тяжело?

– Для меня хуже кроссов ничего не было. К концу недели обычно объявляли: «Кросс – 12 километров». Сразу настроение портилось.

– В  «Химике» был в кроссах кто-то сильнее Славы Козлова, мечтающего теперь пробежать марафон?

– Юра Клемешов. Тот мог обогнать всю команду на километр. Набрать ягод в лесу, съесть. Мы толпой догоняем – он снова убегает…

– Вы пригласили в Новокузнецк Зелепукина, Торгаева. Чем они в тот момент занимались?

– С Валерой случайно пересеклись в Воскресенске на торжествах год назад. Гендиректор  «Кузни» попросил меня найти спортивного директора. Чтобы тот занимался селекцией. На эту должность нужен человек, в котором уверен. Предложил Валере – согласился. Хотя вел переговоры с ЦСКА.

А Паша – мой сосед по Калгари. Успел поработать помощником Ялонена в Нижнем. Я искал тренера по нападающим. Выбрал Торгаева. Рассматривали еще кандидатуру Льва Бердичевского, но тот отказался.

– Почему?

– Лев трудился в молодежной команде  «Атланта». Не решился уезжать в разгар чемпионата. Тем более сказал ему честно – сам не знаю, задержусь ли в «Кузне». Все зависит от руководства.

– Уже в прошлом сезоне писали – вас туда зовут, сюда…

– Не звали. Слухи доходили – но конкретных предложений не было.

– Агента завели?

– Нет. Я не уверен в своей тренерской карьере. Тяжеловато мне. В душе я еще хоккеист. Прежде казалось, что тренеры ничего не делают. А сейчас вижу, насколько игроку проще. Пришел, выполнил задание – и в кассу. Тренер же размышляет круглые сутки. Я спать перестал накануне матчей! Сомнения разрывают изнутри!

Вообще если технично играл, в тренерском деле осваиваться сложно. Я смотрел на Гретцки в  «Финиксе». Он не понимал, почему игрок не способен отдать элементарный пас через клюшку!

– Если б не работали в «Металлурге», как бы провели сегодняшний вечер?

– С семьей пошли бы куда-то поужинать. Или в театр.

– В Новокузнецке не до театра?

– Сейчас жена приехала – каждую неделю выбираемся на спектакли или на балет. Гастролируют лучшие артисты то из Питера, то из Москвы. Час назад Таня звонила – снова билеты взяла на две постановки.

– После Калгари в Новокузнецке ей непросто.

– Ну стоит ли их сравнивать? Калгари – один из чистейших городов мира. Но главная сложность – дети. Они там, я здесь. На тему экологии жена молчит. Может, и думает об этом, но душу мне не теребит.

– Дочери со спортом связаны?

– Занимались синхронным плаванием, выигрывали чемпионат Канады. Теперь учатся в университете.

– У вас же две дочки из трех – близнецы?

– Двойняшки.

– Разные по характеру?

– И по характеру, и внешне! Ругаются между собой – но если жена влезает, достается ей от обеих сразу. Тане говорю: не лезь. Все равно через пять минут девчонки снова любят друг друга.

– В России бывают?

– Пару лет назад привозили. Их поразила московская роскошь. Особенно туалет в гостинице  «Украина» – как в замке. Достали телефоны, сфотографировали. Детям, конечно, здесь уже некомфортно. Говорим с ними по-русски – а отвечают по-английски.

***

– За двадцать канадских лет вы многое упустили. Мемуары Владимира Филипповича Васильева прошли мимо вас?

– Не читал.

– Тогда процитируем:  «Гера – талантище! В Раменском играл в футбол, в Воскресенске – в хоккей. И везде был лидером. Однажды отпросился на денек по футбольным делам, но исчез на неделю. Позвонил я в  «Сатурн», говорят: Герман месяц у нас не появляется, он с «Химиком» тренируется. Я трубку выронил…»

– Так и было! Я же сорвиголова. Тренировался с  «Химиком», параллельно играл за  «Сатурн» в чемпионате Московской области. Все легко давалось, никакого напряга – что футбол, что хоккей… Возомнил. Одноклассники идут на танцы, гуляют с девчонками – а я в 16 лет должен тренироваться дважды в день?

– Значит, месяц пропадали на танцах?

– Приблизительно. Иногда – возле танцев.

– Один из нас в 14 лет стащил бабушкины похоронные деньги – и купил мотоцикл с коляской. У вас настолько критичного не случалось?

– У меня было то же самое.

– Милое совпадение.

– Ну, почти то же самое. Спер деньги у отцовского брата, тот на что-то копил. Вы с мотоциклом еще удачно вложились. Я-то все проиграл в карты.

– С алкоголем познакомились рано?

– Лет в 15. В Раменском ходить на танцы трезвым считалось неприлично. Пошли к приятелю, нашли дедовскую самогонку. Сели в скверике перед стадионом, выпили и отправились танцевать.

– Озорная у вас молодость.

– Раменское – городок хулиганский, в разборках участвовал уже в 80-х. Из моего класса многих нет в живых. Драки были с колами. В 17 лет я чуть не убил человека.

– Боже. Как?

– Подрались, парень упал. Я метил колом в голову – он в последнюю секунду дернулся в сторону. Для меня этот момент до сих пор – как в замедленной съемке. Думаю, убил бы его точно. Промахнувшись, оцепенел. Словно пронзило: что творю?!

– Еще цитата из книжки Васильева – о том, как вы едва не бросили хоккей в 16 лет:  «Из-за Татьяны, на которой позже женился».

– Зашли с хоккеистом Олегом Белоусовым к его девушке, которая работала в магазине. Как раз заглянула Таня, ее подружка. На танцы пригласил. Так и завязалось. Но заканчивать с хоккеем я хотел не из-за нее, тут Филиппыч не прав.

– В чем же причина?

– Что-то не шло в хоккее. Первый мой тренер Александр Бобков, царство небесное, говорит:  «Езжай в Минск. Если после турнира скажешь, что играть не хочешь, – отпущу». Ну поехал. А там стрельнул, получил  «лучшего игрока».

– В ту же секунду все переменилось?

– Да! Когда вернулся, Васильев сразу взял на сбор с  «Химиком». Но через год выгнал. Надоело Филиппычу меня прощать. Вскоре в ящике обнаружил повестку.

– Его книжку вы не читали. А Флери?

– Отрывки. На Тео большое впечатление произвела история, как я в армии танк водил. Попал в артиллерийские войска, был командиром 100-миллиметрового орудия. Но рядом танковая часть. Знакомый давал на БТР прокатиться. Показал, как рычаги правильно двигать. Все, как в танке, только пушки нет. А гусеницы – есть. И пулемет.

– Руки науку помнят? Справились бы с БТР?

– Думаю, нет. Я всего два раза проехался. Да и то, когда выпивали.

– Видимо, армия тоже скучной для вас не была.

– Ночами мы с товарищем сторожили полигон. Я – свой, артиллерийский, он – танковый. Вечерами командиры разбредались по домам – а мы ходили друг к другу в гости.

– Кого-то в армии заставляли красить снег.

– А меня – траву! И листья на деревьях к приезду генерала. Видимо, покрасил хорошо, генерал был доволен.

Армия вправила мозги, кое-что о жизни понял. Когда отслужил, на пороге увидел помощника Васильева, Геннадия Сырцова:  «Филиппыч дает тебе последний шанс». И я начал вкалывать как сумасшедший, в два раза больше, чем остальные. Наверстывал.

– Странно, что вас в  «Химике» не забыли.

– Теперь-то понимаю – если мальчишка мне как тренеру нравится, я эту искорку таланта буду помнить долго. Все сделаю, чтоб заиграл. У тренера азарт просыпается. Талантливые ребята – редкость… В  «Химике» за шесть следующих лет не пропустил ни одной тренировки. Даже если была температура!

– Стоит себя заставлять работать с температурой?

– Скажу так: сейчас в России кроссы бегают по пульсу. После случая с Черепановым. Но если у кого-то нет здоровья, то и не надо заниматься хоккеем. Сегодня это слишком силовая и агрессивная игра. В НХЛ постоянно тренируются на пульсе 190-200, там это норма! Организм должен привыкнуть к таким нагрузкам!

***

– Лишь очутившись в ТПС у Юрзинова, вы увидели, как можно работать над  «физикой».

– Да, там эту систему примерил на себя. Бега немного, а штанга – регулярно. В том числе в день игры. Все тренировки посвящены борьбе на льду. Если б не прошел такую школу – не знаю, что со мной было бы в Америке.

– Когда с Каменским вернулись в  «Химик», изумляли всех – вы чуть ли не ночевали со штангой.

– Это уже у меня в крови было! У команды выходной – мы с Валерой крутим велосипед. Тягаем штангу для себя.

– Уезжали вы в Америку, разругавшись с Юрзиновым. Почему не отпускал в НХЛ?

– А вы поставьте себя на его место. Лучший игрок уходит!

– Вы действительно были лучшим?

– Мое достижение в истории финской лиги пока никто не повторил: только я из иностранцев забил в плей-офф больше всех. В тот сезон ТПС выиграл все, что мог. Но команда возрастная – на следующий год Юрзинов планировал перемены. А помогать молодым должны были я и Сашка Смирнов.

– По вашим ощущениям, Владимир Владимирович вообще не был готов к разговору об отъезде?

– Да. Долго сохранялся осадок в душе от того, как попрощались. Хотя специально для беседы с ним прилетел из Штатов мой агент, Серж Левин. Ясно, что это был мой последний шанс уехать в Америку.

– Сколько вы зарабатывали в Финляндии?

– Ой, мало. 200 тысяч марок. Значит, около 50 тысяч долларов в год.

– Заплатили 100 тысяч долларов, чтоб выкупить свой контракт у ТПС. Сумма для вас гигантская.

– Еще бы!

– Странно, что она у вас была.

– Не было. ТПС требовал 200 тысяч,  «Калгари» отвечал – за молодого дали бы, но тут рисковать не можем. Готовы на половину суммы. Остальное я одолжил у  «Калгари». Потом вычитали из зарплаты.

– С Юрзиновым как помирились?

– Когда в НХЛ начался локаут, позвонил ему:  «Нужен?» – "Приезжай». Были варианты в России, но я хотел играть у Юрзинова. Знал, что с ним ничего не растеряю и в Америку, когда завершится локаут, вернусь в достойной форме. Так и вышло. В том сезоне первые 20 матчей я был лучшим бомбардиром  «Калгари».

– А Юрзинов в 1998-м взял вас на Олимпиаду в Нагано.

– Накануне финала с чехами я не сомневался в победе. По глазам ребят видел, что настрой у всех запредельный. Моментов было море. Но Гашек тащил все. А в третьем периоде мы пропустили нелепый гол. После броска Свободы шайба влетела в  «девятку» рикошетом от Андрея Коваленко. 0:1 и закончили.

– За ТПС вы играли в тройке с Раймо Сумманеном. Он и тогда мог психануть по любому поводу?

– Хоккеист он такой… Маленько сумасшедший. Злой. Недостаток мастерства компенсировал работоспособностью, бойцовскими качествами. Не жалел на площадке ни себя, ни соперников. Но в команде у Сумманена конфликтов не было.

***

– В 28 лет заиграть в НХЛ – подвиг?

– Не забывайте о хоккеистах первой волны – Фетисове, Касатонове, Макарове, Ларионове… Впрочем, это исключение. В таком возрасте давно никто не уезжает. Максимум – в 23 года. Лига изменилась. Сегодня туда пробиться сложнее.

– Почему?

– В Северной Америке взяли все лучшее от нашего хоккея – и сразу уровень подрос. Например, в 90-е там было полно хоккеистов с могучим торсом, но тонкими ногами. Отсюда неидеальное катание. Теперь таких не встретишь. А в  «Калгари», увидев мои ноги, народ поражался:  «Открой секрет – как накачал?! Мы тоже хотим!» – «С 16 лет приседаю со штангой. Стокилограммовой…»

– В НХЛ оказалось легче, чем предполагали?

– Да! В той НХЛ из союзной высшей лиги заиграл бы практически любой. При условии, что попадешь к тренеру, который будет доверять. Потому что самодуров хватало. Кто-то русских недолюбливал, кто-то просто был помешан на канадском стиле. Но мне повезло. Дэйв Кинг столько играл против советских сборных, что пропитался комбинационным хоккеем. Относился с теплотой.

– Кинга вы нахваливаете. А вот Селиванов, соприкоснувшись с ним в  «Коламбусе», назвал лживым и двуличным.

– У меня в «Калгари» не было повода в этом убедиться. Наоборот, он здорово помог. Я и заиграл-то в НХЛ благодаря Кингу. Для новичка важна поддержка тренера. Работать с ним приятно. Может, видеопросмотрам уделял чрезмерное внимание, зато не орал. Его ассистенты срывались на крик, Кинг же всегда сохранял спокойствие. Не то что Брайан Сатер…

– А что Сатер?

– Он тренер старой закалки, фанат силового хоккея. Кинул шайбу, пробежал пять метров, потолкался у борта – вот его игра. Никто из тренеров не кричал на меня так, как Сатер! Еще и клюшку мою в раздевалке сломал.

– Об колено?

– Об стену. Вопил, что я не втыкаюсь в игроков, игнорирую установку. В другой раз мы победили 4:3, я две забил, отдал голевую, но на следующий матч сел в запас. И понял, что дни мои в  «Калгари» сочтены. Сатер избавился от всех европейцев.

– А Кевин Константин в  «Питтсбурге» изводил теорией? Алексей Морозов рассказывал нам: "Сидели у него перед макетом по два часа. Причем знали наперед, что Константин скажет, с какой интонацией…»

– Да, в этом смысле переплюнул даже Кинга. Теоретические занятия ежедневно. Один ассистент Кевина готовил видеонарезку по обороне, второй – по атаке, третий – по игре в большинстве. Затем нудно разбирали каждую мелочь.

– Дремали?

– До этого не доходило, но иногда слушали вполуха. У Константина все по шаблону. Импровизировал редко. Хотя однажды устроил сюрприз.

– Какой?

– Проиграли – 1:8. С утра тренировка. Вышли на лед, зовем кого-то из персонала: «Шайбы-то где? Забыли?" И тут голос Константина: "Они вам сегодня не понадобятся». 45 минут гонял без шайб! Ужас!

– Валерий Белоусов говорил про Ягра: «Больше всего удивил тем, что не мог подобрать джинсы. Ноги и задница, как у слона». Чем в «Питтсбурге» удивлял вас?

– Яромир – невероятно компанейский. Прилетаем с выездного матча, из чартера звонит маме: «Приготовь что-нибудь вкусненькое. Мы скоро». Собираемся у него дома по 10 – 15 человек. Всех накормит-напоит. Хлебосольный. И мама чудесная.

– А Лемье?

– В «Питтсбург» я пришел, когда он уже был хозяином команды. После матча обязательно спускался в раздевалку, поддерживал. Приятный в общении, ничего звездного. Периодически всю команду в гости приглашал.

– Что за дом у Лемье?

– Огромный. Но уютный. Куча всяких побрякушек, не имеющих отношения к хоккею. Наверное, жена приложила к этому руку. У Селянне, кстати, дом в Калифорнии еще больше. Целое ранчо! Открывая ворота, подруливает на тракторе. Теему – разгильдяй, всегда на позитиве. Наслаждается жизнью.

– Трактор органично вписался в его коллекцию автомобилей?

– На машинах он помешан. Любимая марка – «Феррари». Менял их так часто, что на заводе в Маранелло у него уже свои люди, скидочная карта. Если кто-то из «Анахайма» хотел купить «Феррари», обращались к Селянне. Он помогал, звонил в Италию, договаривался.

– Что ж не воспользовались связями?

– Я равнодушен к спортивным машинам, быстрой езде. 160 километров в час на хайвэе – для меня предел. А «Феррари» Селянне давал порулить. Жутковато. Чуть тронешь педаль газа – кажется, что сейчас взлетишь.

– Коллектив в  «Анахайме» был сплоченный?

– Да! Отлично время проводили. Помню представление новичков. Их было двое. Собрались в ресторане на балконе второго этажа. Ребята залезли на парапет, мы придерживали их за ноги, а они исполняли песню. С улицы на нас смотрели и думали:  «Что за придурки?»

– С Салеем там сдружились?

– Да. Руслан – добрый, надежный, рассудительный не по годам. Как профессионал – образец для подражания. Рассказывал, как мучительно выбирался из низших американских лиг. Когда наконец получил шанс в НХЛ – вцепился в него зубами.

– А с Карповцевым вы были в сборной на победном чемпионате мира-1993.

– Сашка – душа компании. Характером напоминал Каспарайтиса. Одна школа – динамовская. Правда, когда с Дарюсом встретились в "Питтсбурге», он уже не поддавал. Но за столом вел себя настолько непосредственно, что казалось – пьет больше всех. Сыпал историями, словно сказочник. Мы его так и прозвали – Андерсен.

***

– Флери в книжке признался, что в юношеской команде подвергался сексуальному насилию со стороны тренера Грэма Джеймса. Вам об этом говорил?

– Нет. Как и Шелдон Кеннеди, с которым играл в  «Калгари». Он-то Джеймса еще раньше обвинил. Я был в шоке от таких откровений.

– А о проблемах Флери с алкоголем и наркотиками догадывались?

– Началось это в Нью-Йорке, когда он подписал с  «Рейнджерс» баснословный контракт. В  «Калгари» вел себя адекватно. После матча выпивал три-четыре бутылки пива. Как все. В Северной Америке избегают крепкого алкоголя. В основном на пиво налегают – от него и дуреют… Вообще-то Флери – парень классный. Непосредственный, шебутной. На месте усидеть не мог. Ковбойские танцы любил. В Калгари они популярны. Это ведь город ковбоев.

– В книге он описал, как вы вино запивали водкой и плелись на тренировку.

– Так и было, врать не буду. Грешен. Но загулы ограничивались одним днем. Я никогда не похмелялся, потому что наутро физически не в силах смотреть на алкоголь. Болел, мучился… Оттягивали лишь минералка да горячий бульончик.

– Флери рассказывал, как в матче СССР – Канада молодежного чемпионата мира-1987 в Чехословакии сцепился с Зелепукиным, спровоцировав грандиозное побоище?

– В общих чертах. Дрались стенка на стенку, пока во дворце не вырубили свет. Обе сборные дисквалифицировали. Валерку я тоже расспрашивал, но и он в подробности не вдавался.

– Подробности-то примечательные. Вычитали у Флери: «Зелепукина я всю игру подначивал. «Эй, Наташа! Эй, коммуняка конченый!» Потом вмазали друг другу, рухнули на лед, ну и завертелось…»

– Хм… О «Наташе» Зелепукин умолчал.

– Вы в массовых драках участвовали?

– Один раз. У  «Калгари» матчи с  «Эдмонтоном» постоянно сопровождались стычками. Как-то схлестнулись пятерка на пятерку. Не помню, кто попался мне, но точно не тафгай. Иначе бы  «лампочка» потухла. А так всего недельку ходил с фингалом.

– Была для вас в НХЛ неудобная команда?

– «Филадельфия». Много грязных игроков. Хотя больше доставалось от Криса Челиоса, который тогда был в «Чикаго». Неприятный тип. Тычки, зацепы – все исподтишка. Не люблю подлых.

– А как же ваш приятель, тафгай «Калгари» Сэнди Маккарти? На шлеме напильником делал специальные насечки, о которые противники разбивали кулаки.

– Этим все бойцы баловались. Маккарти – славный малый. Когда рассказываю своим хоккеистам, что на площадке друзей нет, привожу в пример именно его. Сэнди – индеец, как и Крис Саймон. Однажды в Колорадо они нещадно колошматили друг друга, с площадки оба уползали в крови. Когда после матча с ребятами зашли в бар, я глазам не поверил. Маккарти и Саймон сидели в обнимку, смеялись и пили пиво.

***

– Вас назвали в честь второго космонавта планеты. Успели познакомиться?

– Да! Он был в Лос-Анджелесе по своим делам. Там Серж Левин и представил нас друг другу. Обо мне космонавт понятия не имел и вздрогнул, услышав: «Это тоже Герман Титов». Поговорили минутку – и он откланялся.

– Левин был вашим агентом. Не смущали слухи о его нетрадиционной сексуальной ориентации?

– На эти разговоры я не обращал внимания. Сержу могу сказать спасибо за то, что оказался на драфте. Впрочем, внакладе он не остался. Допустим, все агенты брали 5 процентов с контракта, а Левин – 10. Тогда я был неопытный, считал, что это нормально. Позже поговорил с другими агентами, они хохотали, когда узнавали про 10 процентов. Со временем наши пути разошлись, но прежде здорово мне насолил.

– Каким образом?

– В Питтсбург должны приехать родители. Приближается Юрьев день. Чувствую – обменяют. Я становился неограниченно свободным агентом, и подписать контракт со мной мог любой клуб без всякой компенсации. Но Серж заверил, что беседовал с генеральным менеджером «Пингвинз», – я точно остаюсь. «Так что бери родителям билеты, пусть летят спокойно», – сказал он. Через сутки меня отправили в «Эдмонтон».

– Эх.

– Проблема в том, что у родителей не было канадской визы – только американская. Встречает их жена. Звонит Левину, тот говорит: «Танечка, не волнуйся, я все улажу, вас на границе пропустят».

– И что?

– У жены-то – канадский паспорт, к ней вопросов никаких. А маму с папой пограничники упекли в «обезьянник». С китайцами, мексиканцами и прочими нелегалами. Родителей Таня вызволила, но на три года им запретили въезд в Канаду.

– Отец, кажется, был спартаковским болельщиком?

– Ярым! Эта любовь и мне передалась. За футбольный «Спартак» болею до сих пор. А с хоккейным одна история связана. В конце 70-х приехали с отцом на матч ЦСКА – «Спартак». Заканчивается первый период, счет 5:1 в пользу армейцев. Дальше спартаковцы забрасывают пять шайб и побеждают – 6:5! Мы на седьмом небе от счастья. На улице ждем Лутченко и Владимира Попова. Они тоже из Раменского, отец с ними дружил, договорились после матча пообщаться. Но Тихонов никого домой не отпустил. В наказание ЦСКА в полном составе отправился ночевать на базу.

– Отец и брат умерли почти одновременно.

– Да. Несчастный случай.

– Авария?

– Нет. Выпали с балкона, 9-й этаж. Давайте не будем говорить о подробностях… Ничего тяжелее в моей жизни не было. Я тогда играл в «Анахайме». Сам не понимаю, как на лед выходил. Брат погиб вскоре после отца, на его похороны уже не полетел. Не мог выдержать.

– Пробовали бизнесом заниматься?

– Нет у меня этой жилки. Зато хватает мозгов не ввязываться в сомнительные авантюры. В "Питтсбурге", к примеру, на бирже играли все. В раздевалке первым делом бросались изучать котировки. Втянули в это дело Леху Морозова, Каспарайтиса, которые тоже начали скупать акции. Но я даже тогда остался в стороне.

– Как отдыхаете от хоккея?

– Кино смотрю. Нравится «Кухня»,«Физрук». Для меня идеальный выходной – «пижама-дэй». Целый день могу валяться на диване, уткнувшись в телевизор и листая газеты. Я вообще домосед. Вот жена обожает путешествовать. Если куда-то едем, Татьяна заказывает билеты, выбирает отели, маршруты, экскурсии. А я за ней – как ниточка за иголочкой.

(с) «Спорт-Экспресс»

Редакция Sport42
07.11.2014

Читайте далее

Комментарии: 41

Правила
Уважаю МИКОМ 08.11.2014 04:54:34
0

Дык пускай местная власть не трогает этот мыльный пузырь и не лопнет, я бы вообще на месте Тулеева отрекся от губернаторского престола в пользу Живило. Соглашусь без молодежи никуда, но чтобы они заиграли в основных командах нужны игроки высокого класса, покойный Черепанов никогда бы не вырос до игрока НХЛ если бы рядом не было Ягра.

Пророк 08.11.2014 03:04:38
0

Дык школа еле пыхчет дорогой.)))) Я и говорю, что развивать ее надо вкладываться в нее, тогда и игроки будут..... Остальное читай выше. Эта курочка может нести золотые яички в прямом смысле этого слова.

Incognito 08.11.2014 02:54:12
0

наша школа? Наша школа это 5 талантов от силы, за 20 лет?остальные уровня Капотова,ниже-ниже среднего,вот наша школа!

Пророк 08.11.2014 02:45:37
0

Миком я вообще не тебе пишу, я так пытаюсь обратится к людям которые нами рулят. На примере Зиновьева очевидно, что очень выгодно вкладывать деньги в детский спорт, так как потом они возвращаются в город в геометрической прогрессии. Ну потратил город в свое время на воспитание Зиновьева пару тройку миллионов рублей. Дык он уже в ответ инвестировал в город сотни миллионов. Нужно не жалеть на детский спорт, нужно растить спортсменов и воспитывать их патриотами своего города и области, нужно раскручивать их и помогать им стать настоящими звездами, и тогда это окупится сторицей.... А сейчас вся политика клуба направлена на то, что б только развивающиеся звездочки побыстрей свалили из Кузни. И почему то нашим местным звездочкам никогда не предлагают хороший контракт, хотя бы на уровне контракта добротных легов.... Почему???? Почему ведется такая бездарная политика из года в год???? Это вопрос вопросов....

Incognito 08.11.2014 01:56:51
0

Согласен с пророком. Поставь в городе еще два крытых катка, один для студенческого металлурга,второй в Ордженекидзевском районе и появится возможность привлечь в хоккей еще больше детей, и соответственно увеличися на выходе колличество "Зиновьевых", "Орловых","Бобровских". Вот кто такой Зелепукин? - временьщик. Думает он о завтрашнем дне? - Нет не думает, потому что не знает будет ли он тут завтра. А без стратегии развития команды хотя бы на пять лет, достойной команды не построить - это правило. А нынешнее руководство из года в год занимается очковтирательством, и все меньше народа это хавает, что и заметно по посещаемости. И у меня вопрос - А нах......я нам Зелепукин? Хоть и человек он хороший.

Пророк 08.11.2014 01:21:31
0

Все эти СКА, Салаваты и т.д. - это ни что иное как мыльные пузыри, коим и был в свое время микомовский Металлург. Лопнул пузырь и нет команды, осталась только пыль. И дрочить на это, это по меньшей мере - извращение. Ты уж извини, что так говорю, но это так выглядит.....

Пророк 08.11.2014 01:16:25
0

Эх миком миком. Испокон веков народ требовал хлеба и зрелищ, и это был ключ к успешной политике, и правитель, который это понимал, добивался многого. Глубоко печально, что А.Г.Т. - старый и больной пенсионер, которому хорошо понятны беды и проблемы таких же как он бабушек пенсионерок.

Уважаю МИКОМ 07.11.2014 19:07:51
0

Плевать на Россию главное благополучие Кузбасса и хоккейного Металлурга к чему и стремился МИКОМ, а говорить, что хоккей политический инструмент глупо хоккеем народ не накормишь.

Пророк 07.11.2014 18:58:26
0

Одна бронза и Агарковы и уже как 10 лет ананизма. А эти бы средства, да в нужное русло да не только у нас а по все России.... И ни какие кризисы нам не страшны были бы. А Металлург в руках микома был ничем иным, как политическим инструментом. До сих пор не забуду, как Вадика Тарасова и ко перед матчем в партию принимали.... Цирк..

Уважаю МИКОМ 07.11.2014 18:50:00
0

Пророк, между катками и бронзой выбираю бронзу. Это я намекаю на то, что не было бы Агаркова не было и бронзы И не смейте трогать МИКОМ многое они сделали в Кузбассе и сделали бы еще в том числе и катки. Здоровья братьям Живило. Не они виноваты, что их выгнали.

Пророк 07.11.2014 18:45:39
0

Или ты хочешь сказать что мы правильно делаем что воспитываем игроков для развлечения американского населения? И при этом вкладывая в это живые деньги и не получая никакой компенсации? Да это ни что иное как разбазаривание бюджетных средств, и за это сажать надо.

Incognito 07.11.2014 18:40:12
0

Чтобы школа работала на нас, нужно заключать с наиболее перспективными молодыми контракт на пять лет. Тогда они будут отдавать дань и городу и клубу который их воспитал, и будут оставаться в команде минимум до 23 лет. Даже сеййчас на школу тратятся не малые деньги, но и они в основном на ветер.

Пророк 07.11.2014 18:36:39
0

Вот если бы твой миком не Агарковым всяким миллионы выбрасывал, а постороил бы в городе пару крытых катков, вот тогда я бы сказал им спасибо. А так.... временьщики..... просто временьщики.

Уважаю МИКОМ 07.11.2014 18:34:09
0

Пророк, я не против местных, но чем ты их будешь удерживать от больших контрактов и сладкой мечты под названием НХЛ? В нашем случае школа работает не наш клуб, А на других.

Пророк 07.11.2014 18:29:52
0

Ну если устраивает, то сиди и дрочи на свой Миком.... Удачи тебе...

Уважаю МИКОМ 07.11.2014 18:25:24
0

Пророк, а меня устраивает такая политика, она приносит быстрый результат, а рассчитывать на местных это долгий путь, а то, что от МИКОМА нечего не осталось это вина только губернатора. Отмывание денег говоришь? Лично у меня Живило не крал. Кстати и МИКОМ тоже вкладывал ДЮСШ.

Пророк 07.11.2014 18:24:56
0

Миком, ты вот почитай внимательно еще раз интервью Германа. У него ведь не просто судьба складывалась, и хулиганил и бухал и курил, и в армию ушел два года потеряв, а ведь не сгинул как игрок, не потерялся - а почему? Да потому что тогда четко и правильно работала система воспитания игроков, и таланту практически не реально было сгинуть. А сейчас стоит игроку год потерять, все его уже забыли, он выпал из обоймы, не говоря уже о службе в армии.

Пророк 07.11.2014 18:13:46
0

Миком у тебя явно заклинило. С тобой не интересно. В очной беседе, а не тут у тебя нечем было бы крыть. Так что спокойной ночи)))

Пророк 07.11.2014 18:08:14
0

Чем больше мы все воспитаем молодежи, тем адекватней и доступней будут игроки для нас. А кто тебе сказал что СКА не вваливает в молодежь? А ты знаешь сколько тратит на школу АК Барс? А Трактор? А ты знаешь что меня поразило когда я читал список игроков погибшего Ярославского Локо? Там было 12 игроков - воспитанников Ярославля, и они похоронены в Ярославле, и команда боролась за кубок Гагарина. А ты зайди на сайт Северстали и посчитай сколько там местных.... Да во всем прогрессивном спортивном мировом сообществе, костяк команды составляют воспитанники школы плюс точечное усиление, начиная от футбольного Реала, и заканчивая Монреаль Канадиенс. Школа это основа основ, а приглашение пришлых, это отмывка бабла, и временный результат, как это было при Микоме. И нихера после вашего Микома не осталось, одни воспоминания в вашем больном воображении. Сходи лучше к психологу.

Уважаю МИКОМ 07.11.2014 18:01:37
0

Пророк, лимит, а не количество вот главная высоких цен на российских игроков, вам что угодно лишь больших денег не давать. Ведь деньги у ЕВРАЗА есть.

Уважаю МИКОМ 07.11.2014 17:54:33
0

Пророк, так случилось в жизни, что не довелось мне побывать на хоккее, но причем вообще это был не был? Я понимаю больше чем ты. Раз такой умный ответь мне почему же СКА не вкладывает в ДЮСШ, а покупает Ковальчука и прочих? Правильно потому что можно ту же молодежь купить у бедных, и я считаю это справедливым не хотите вкладывать в свои команды так сидите сосите лапу в нищете. Не один клуб не удержит от больших денег. А вы все стараетесь отодвинуть вину от ЕВРАЗА м переложить на клуб, еще скажите типа сколько могут сколько и дают Ну невозможно иметь в активе 200 000 00 и при этом показывать результаты как у СКА

Пророк 07.11.2014 17:42:25
0

Миком вот ты мне ответь - Почему у нас на рынке, нет достойных Российских игроков? Поверь было бы их в таком колличестве как Сев Америке, ценник бы был у них совсем другой, и нам было бы по карману. И твои пришлые погоды не сделают там пошабашили тут......

Пророк 07.11.2014 17:29:26
0

Миком ты когда в последний раз был около дворца? Не говоря о хоккее... ЕВРАЗ говоришь... разговор в пользу бедных.

Пророк 07.11.2014 17:25:37
0

А то что у нас не играют Орлов и Бобровский, так это бездарная работа клубного менеджмента. Они работают не на город, не на клуб, а на себя. Вот и вся соль. Зарплата того же Димы Орлова в Вашингтоне, сопоставима с зарплатой Робитайла или Сопела в свое время в Металлурге.

Уважаю МИКОМ 07.11.2014 17:23:36
0

Еще раз повторю для пророка, ваша система сейчас не сработает играют там, где больше платят. у кого деньги, тот и добивается успеха. Все проблемы Кузни от Евраза. И давайте не бросаться словами как дети дурачок идиот.

Уважаю МИКОМ 07.11.2014 17:15:24
0

Инкогнито, продавай не продавай он сам уйдет каждый игрок хочет добиться чего то в карьере, а чего можно добиться в Кузне? Отсюда простые то люди бегут не говоря уже о спортсменах.

Пророк 07.11.2014 17:14:16
0

Миком, ты не просто дурачок, ты идиот. Я бы тебе много мог рассказать, да только не вижу смысла тебя переубеждать, так как уверен, что ты уже лет пять ближе чем на 100м к дворцу не подходил. Сидишь у монитора и несешь реальный бред.

Уважаю МИКОМ 07.11.2014 17:05:09
0

Пророк, дурачок ты,, по твоей системе никто не работает не один клубов на местную ДЮСШ работают только бедняки вроде Кузни, топ клубы на этом выигрывают все клубы которые добивались лучших результатов добились за счет пришедших хоккеистов. Что толку от твоей школы, если выращенные игроки уходят в топ клубы? Без денег сейчас никуда. Вырастили мы Боброовского Орлова где они сейчас? У кого бабки, тот заказывает музыку и приведенная тобой система уже устарела и неактуальна в проблемах Кузни виновата финансовая сторона и нечего больше не игроки, не тренер игроки играют как могут и тренеры работают как могут. С таким составом даже Быков бы нечего не сделал. И никто не говорит, что из города надо выкачивать надо выкачивать из Евраза. как это делал Полежаев в Омске. Так что не надо выставлять себе самым умным, повторюсь приведенная тобой система устарела и не работает работала когда то во времена СССР, но сейчас.

Incognito 07.11.2014 16:47:32
0

Вот взять хотя бы Сережу Зиновьева. Да парень играл не в Кузне основную часть своей карьеры, но начинал то он здесь, здесь Суздаленко с Сеичем сделали из него мастера. В итоге он заработал уйму деньжищ, и не погнушался вложить их в город. Построил в городе несколько небольших торговых центров, создал рабочие места. Так же он очень хорошо финансово помогал Прокопьевской и Новокузнецкой ДЮСШ по хоккею нигде это не афишируя. Сейчас чел вкладывается в горнолыжный курорт в Шерегеше. В общем тащит бабло в область. Вот таких нужно искать и растить, вкладывать в них и будет нам тогда счастье. Заключай с ними первый контракт на 5 лет и все дела. А не так как у нас только парень раскрылся, тут же продали.

Пророк 07.11.2014 16:22:14
0

Дурачок ты Миком и не лечишься. Почему у нас на 5-10 млн рублей зарплаты достойной молодежи нет, а у того же Медвешчака и Йокерита есть? Не в курсе микомчик? Система подготовки молодежи в России сильно больна, отсюда и проблемы. В местную ДЮСШ надо бабки вбухивать, собирать и развивать талантливых пацанов, и оставлять бабло в городе, а не платить пришлым мастерам не понятно за что. Не нужно бабки из города вывозить. Это же основа основ во всем. Я вот тебя давно читаю, ты больной какой то что ли.

Уважаю МИКОМ 07.11.2014 11:49:24
0

Инкогнито, нормальный бюджет? Не смеши меня, отними затраты на питание, медикаменты, закупка атрибутики и что останется? Гроши. Вот и будут у нас Малиновский и ему подобные.

МОЛОДЁЖ 07.11.2014 11:00:28
0

У спортсмена деньги место второе, а достижение результата место первое !!! И все эти миллионы и т.д. говорит о том что спорта нет в России !!! Надо срочно менять ценности жизни, как в СССР !!!

Incognito 07.11.2014 10:52:18
0

нормальный бюджет.это у всех остальных большой

Уважаю МИКОМ 07.11.2014 10:41:07
0

200 000 бюджет, и этим сказано, бедная Кузня за что нам такое наказание.

Скрипаль Алексей 07.11.2014 09:37:28
0

Товарищи адм, а зачем вы удаляете вменяемые комментарии болельщиков? вы их лучше руководству дайте почитать. Комент наверное который нужно удалять это то который содержит не нормативную лексику. А тут все культурно и в принципе правда.!

Алексей Скрипаль 07.11.2014 09:08:27
0

Как бы это не звучало бредово из моих уст, но с МИКОМОМ на этот раз согласен, но хотелось бы увидеть все-таки победу... И рискну предположить что будет сегодня обилие голов... ну например 6-4 МНК выиграет... Фантастика, но почему бы и нет. :)

Incognito 07.11.2014 08:50:04
0

Мда, машины ни у кого нет, но мимо стадиона пройти нельзя во время тренировки все джипами заставлено

Incognito 07.11.2014 08:46:16
0

Машины ни у кого нет))))))))))))))))

Incognito 07.11.2014 08:36:34
0

что то тренер стал много говорить.там интервью тут интервью.ни у кого из играков нет машин?!

Incognito 07.11.2014 08:06:16
0

Даа Герман Михалыч. Теперь хоть может многие писаки тут что нить поймут.

Александр 07.11.2014 07:06:17
0

Настоящий мужик