Бывший тренер вратарей «Металлурга» Николай Мишин трудится в Хабаровске, где занимается любимым делом – тренирует вратарей, выводя своих подопечных на новый уровень. Мы поговорили со специалистом о становлении Ильи Сорокина, особенностях Юхи Метсолы, психологии Ивана Налимова и смене поколений в отечественной вратарской школе.
«Ехать в такой клуб, как ЦСКА, молодому вратарю рискованно. У меня были опасения»
— Как долго вы работали в качестве тренера вратарей с Ильёй Сорокиным?
— В декабре 2004 года я впервые увидел Сорокина. Я пришёл работать в «Вымпел» из Междуреченска, а Илье на тот момент было девять лет. С тех пор, вплоть до 2015 года, мы шли нога в ногу. Мы с ним прошли все этапы: от юношей МХЛ до взрослой команды, и только с его отъездом в ЦСКА наши пути разошлись.
— Сейчас, когда он играет в Москве, а вы работаете в Хабаровске, удаётся следить за своим подопечным?
— Когда есть возможность – смотрю матчи, но в основном просматриваю голы и стараюсь держать руку на пульсе. Разумеется, мы постоянно созваниваемся, поддерживаем связь.
— Илья Сорокин дебютировал за сборную России ещё год назад, будучи вратарём новокузнецкого «Металлурга», а на минувшем Кубке Карьяла он был основным вратарём национальной команды. По вашему мнению, он изменился за это время?
— Однозначно он сделал шаг вперёд. Илья повзрослел. Всё-таки ЦСКА – это не «Металлург», команда более мастеровитая, и, тренируясь с такими игроками, как Радулов, он прибавляет. Сорокин приезжал вместе с ЦСКА в Хабаровск, и мне довелось наблюдать за его игрой вживую. Илья — молодец, действовал без суеты.
— Илья производит впечатление не по годам спокойного, предельно собранного вратаря. Он всегда был таким?
— Мы с ним много работали с психологом. Думаю, это принесло результат. Но немаловажно то, что в ЦСКА более надёжная оборона. Это тоже придаёт вратарю уверенности. Его игра постепенно стабилизируется. Чем увереннее играет оборона – тем увереннее себя чувствует Сорокин. В Новокузнецке ему всё-таки приходилось сталкиваться с менее надёжными защитниками, и важно было психологически не сломаться.
— В чём заключалась работа с психологом? Так ли она была необходима Сорокину?
— Я не вмешивался в работу психолога и лишь порекомендовал Илье обратиться к специалисту в этой области. Понимаете, очень тяжело быть основным голкипером команды мастеров в 18 лет! Не каждому это дано. Я считаю, это правильно, что он работал с психологом. Илья выступал за сборную и в мае-июне практически не отдыхал. Из-за того что летом были постоянные сборы у «молодёжки», он не прошёл полноценную предсезонку с «Металлургом». Мы не успели заложить фундамент, а без него невозможно ровно пройти весь чемпионат. Прошлый сентябрь Илья провёл великолепно…
— …А потом подсел.
— Сентябрь и октябрь он играл хорошо, а потом угодил в яму. То, что сборная прерогатива и если вызывают – надо ехать, это не обсуждается. Тем не менее это повлияло на нашу подготовку. Весь ноябрь мы вместе с психологом пытались Илью реанимировать. Герман Титов входил в положение, по возможности предоставляя ему отдых. Правда, не всегда была эта возможность, так как травмировался Никита Ложкин. Немного разгрузить Сорокина удалось лишь с приобретением Рафаэля Хакимова.
— Многие смотрели на отъезд Сорокина в ЦСКА скептически. Всё-таки изначально он рассматривался только как третий вратарь. У вас не закрадывалась мысль, что это ошибочный шаг в карьере Ильи?
— Честно говоря, ехать в такой большой клуб с чемпионскими задачами, как ЦСКА, молодому вратарю очень сложно и рискованно. Разумеется, у меня были опасения, но жизнь показала, что с этим выбором не ошиблось ни руководство ЦСКА, ни сам Илья.
— Тренер вратарей ЦСКА Дмитрий Ячанов применительно к Сорокину говорил, что не стоит переоценивать важность игровой практики, так как главное для вратарей – работа между матчами. Вы согласны с ним?
— Я не соглашусь с этим мнением. Вратарь растёт только в игре. Особенно молодой вратарь. Как говорил великий чешский голкипер Иржи Холечек, «лучше быть головой у комара, чем хвостом у слона». Поверьте, что если только тренироваться – толку от этого не будет. Очень медленным будет движение к конечной цели, а некоторые до неё просто не дойдут.
— Что важнее в тренировках с вратарями — сама методика или класс исполнителей, с которыми голкипер сталкивается каждый день? Если в ЦСКА есть Радулов, Кугрышев, то в той же «Кузне» у Сорокина не было партнёров, которые могли бы нанести хитрый бросок.
— Здесь всё должно быть в совокупности. И индивидуальные занятия с вратарём должны быть в обязательном порядке, и уровень мастерства влияет. Если вратарь ежедневно работает с большими мастерами, прогресс непременно ускорится.
«Метсола, в отличие от Ховинена, никогда не перестаёт учиться»
— В «Амуре» вы тренируете Юху Метсолу, но это не первый ваш опыт работы с финскими вратарями.
— Вы правы, в прошлом сезоне мне довелось поработать с Нико Ховиненом в новокузнецком «Металлурге». Несмотря на то что оба финны, как вратари они совершенно разные. Ховинен – большой, габаритный вратарь с соответствующим стилем игры. Метсола, в свою очередь, его противоположность.
— Ховинен и Метсола отличаются друг от друга только габаритами?
— Метсола – вратарь, который никогда не перестаёт учиться, тогда как Ховинен в какой-то момент остановился в развитии. Данные у него очень хорошие, но он их не использует в полной мере. Нико неплохо начал сезон, но потом вернулся из сборной с травмой и потерял свою игру. Как показала жизнь, больше он себе работу в КХЛ не нашёл. Метсола – вратарь совершенно другого склада. Он всегда слушает, стремится стать лучше и поэтому, я считаю, будет более востребован в нашей лиге.
— Рост Метсолы – всего 177 сантиметров, что большая редкость для современного хоккея и КХЛ в частности. Существуют ли какие-то нюансы при работе с такими маленькими вратарями?
— Индивидуальные нюансы, конечно, есть. Ему приходится больше работать в стойке, чем на коленях. Он это прекрасно понимает и осознаёт, что только от быстроты его перемещений будет зависеть конечный результат. В отличие от габаритных вратарей, которые пол-игры могут провести на коленях, ему приходится много двигаться в стойке, чем он удачно пользуется. Важно никого не копировать и пользоваться своими сильными качествами.
— Юха Метсола самый быстрый вратарь из тех, с кем вам доводилось работать?
— Сорокин тоже достаточно быстрый вратарь! Порой даже чересчур быстрый. И это при его габаритах. Сейчас быстрота Сорокина с опытом нивелируется, он больше думает на площадке. Суета уходит, а на первый план выходит мысль.
— Метсола принимал участие в Кубке Карьяла и даже помог Финляндии обыграть сборную России. Эта отлучка в сборную пойдёт ему на пользу или, напротив, лучше было бы провести паузу в расположении «Амура»?
— В первую очередь вызов в сборную повышает его квалификацию и статус. Конечно, хотелось бы с ним поработать во время перерыва, но всё-таки любая сборная стоит выше клубов.
«Сорокин всё меньше похож на Бобровского и больше – на себя»
— Дублёрами Метсолы в этом сезоне являются Александр Печурский и Евгений Аликин. Если Печурский известен широкой публике, то молодой Аликин, на счету которого один матч в КХЛ, пока загадка. Что можете сказать о нём?
— Женя достаточно перспективный вратарь. Из него можно сделать хорошего голкипера уровня КХЛ. Это однозначно. Правда, пока играет Метсола, шансов у него немного. За игровой практикой мы отправили Аликина в Высшую лигу, и в составе «Звезды-ВДВ» он смотрится неплохо. Команда занимает нижние позиции в таблице, поэтому в каждом матче по его воротам наносят за 40 бросков. При правильном отношении к делу его ждёт хорошее будущее.
— С кем из других своих подопечных вы можете сравнить Аликина?
— Я об этом никогда не задумывался, тем более что каждый вратарь – индивидуальность. Хотя Сорокин сильно похож на Бобровского. В своё время он его сильно копировал, но сейчас постепенно отходит от этого. Илья всё меньше похож на Серёгу и больше похож на себя.
— Вы пытались отучить Сорокина или, напротив, ставили Бобровского ему в пример?
— Конечно, это приятно, когда перед глазами такой пример. Но всё равно я не уставал повторять, что Бобровский – это Бобровский, а Сорокин – это Сорокин. Так же как нет второго Дацюка у нас в мире, правильно? Да, какие-то нюансы могут быть схожи, манера поведения, но как нет одинаковых людей, так нет и одинаковых вратарей.
— Вы долгое время работали на благо новокузнецкого хоккея, воспитав не только Сорокина, но и Ивана Налимова, Владислава Подъяпольского. Успели поработать с Сергеем Бобровским. У вас есть объяснение, почему один город даёт нашей стране столько талантливых вратарей?
— У ребят всегда был перед глазами живой пример: будь то Вадим Тарасов или Сергей Бобровский. Когда они смотрят на Бобровского, который из этой же самой школы дошёл до НХЛ, это стимулирует. Важен и правильный подход к работе с вратарями в детской школе. Когда я работал в школе «Металлурга» — там была выстроена чёткая система. Мне помогал коллега Виталий Владимирович Денисов, мы работали по определённой схеме. Как сейчас всё устроено — не знаю. Но то, что талантливые мальчишки в Новокузнецке есть, – в этом я уверен.
— С ещё одним вашим воспитанником, Иваном Налимовым, вы на какое-то время пересеклись, когда приехали работать в «Адмирал». Какое впечатление он оставил?
— Во Владивостоке я работал со школой, но с Налимовым, разумеется, общался, мы проводили совместные мастер-классы. Ванька повзрослел, но всё ещё большой ребёнок. Психологически он послабее, чем Сорокин, хотя талантом мальчишка не обделён.
— Налимов на данный момент основной вратарь «Адмирала». По вашему мнению, он с этой ношей справляется? Может ли Иван претендовать на попадание в сборную России?
— Почему нет? С ним во Владивостоке работает хороший специалист Константин Власов. Я думаю, он сделает из Ваньки вратаря. Проблема в том, что пусть он и считается первым номером, случаются у Налимова и неудачные матчи. Молодость… Ничего с этим не поделаешь. Хотя надо признать, что он за последний год сделал серьёзный шаг вперёд. Мы с ним летом встречались, я ему говорил, что второй сезон будет сложнее первого. Потому что год назад в «Адмирале» был Илья Проскуряков, а Налимов находился на вторых ролях. Да и если брать команды уровня ЦСКА или «Локомотива», то там вратарю проще чисто психологически: он может пропустить, но быть уверенным, что нападающие две-три шайбы забьют. Для молодого вратаря важно иметь право на ошибку.
(с) Чемпионат.com