Главный тренер «Кузнецких Медведей» — о выступлении команды в сезоне Молодежной хоккейной лиги 2016/17.

— Александр Сергеевич, насколько вы довольны результатом «Кузнецких Медведей» по итогам розыгрыша Кубка Харламова?
— Двоякое чувство: с одной стороны — приятно, что завоевали бронзовые медали; с другой — смотришь сейчас финал Кубка и думаешь, что вполне по силам было пройти дальше.
— Чего все-таки именно не хватило, чтобы пройти «Красную Армию»?
— Есть целый ряд причин. Прежде всего — игра вратарей, физическое состояние команды — выжали и так из ребят даже больше 100%. Немного не хватило глубины состава. У нас было 3 звена, на которых «выезжали». Где-то не хватило 4 и 5 пятерок. Чтобы могли кого-то заменить при необходимости.
— Какие эмоции были после заключительного матча в сезоне?
— От хоккея, от той аудитории, что была во Дворце спорта — эмоции только положительные. Но мы проиграли и не попали в финал. Надеялись, что с «Красной Армией» проведем дома минимум 2 матча. Поэтому после игры больше все-таки было разочарования от того, что на этом наше выступление в плей-офф завершено.
— Сейчас в финале играют «Красная Армия» и «Реактор». Молодежная команда ЦСКА дважды победила на выезде — 7:4 и 6:1. Вы ожидали, что серия будет проходить настолько результативно?
— Думал, что все-таки «Реактор» даст бой. Пока же чувствуется, скажем так, какая-то обреченность что ли. Рассчитывал на более зрелищные матчи в финале.
— Гипотетически, если бы «Медведи» вышли в финал, то какие шансы были бы на победу в противостоянии с «Реактором»?
— Когда начинается серия, то шансы всегда 50 на 50.
— Какая команда из числа соперников вас удивила в розыгрыше Кубка Харламова больше всего?
— Понравилась «Красная Армия». Много ярких личностей. Именно не то, что командная игра, а яркие личности, которые решили эти эпизоды. Где-то нашим ребятам не хватило мастерства. У москвичей же были мальчишки уже похожие на мастеров.
— С какой командой было сложней всего бороться в плей-офф?
— С «Сарматами». Очень неприятный и неудобный для нас соперник.
— Что нужно «Кузнецким Медведям», чтобы с начала регулярного чемпионата МХЛ играть так, как это было в победных матчах плей-офф?
— В начале «регулярки» команда строится, «собирается по кирпичику», ребята притираются друг к другу, начинают понимать и выполнять требования, начинает появляться командная игра. Потом соответственно к весне все это окончательно образуется. А сразу начать так играть — это сложно. Понимаете, команда же ведь каждый год меняется практически на 30-40%. Поэтому сложно ждать на старте сезона какой-то красивой игры.
— Может к работе с командой подключить психолога для дополнительной мотивации хоккеистов?
— Психолог в команде — это тренер.
— Явным лидером на площадке в составе «Медведей» была тройка нападения Караваев — Пархоменко — Лудцев. Как появилось именно такое сочетание?
— Не обошлось без доли случая. Потому что начинал сезон с Караваевым и Пархоменко Малетин. И неплохо у них получалось. Но, к сожалению, на одной из тренировок Савелий получил довольно тяжелую травму. Решил вместо него в сочетании попробовать Лудцева. Хотя Денис и левый нападающий, но поставил его на правый край. Матча 3 пришлось потерпеть, ребята начали притираться. В результате у нас появился мозговой центр — Константин Пархоменко, ярко выраженный нападающий — Андрей Караваев и работяга — Денис Лудцев.
— Можно ли сказать, что ребята понимали друг друга до такой степени, что могли бы играть, как это говорится, с «закрытыми глазами»?
— С «закрытыми глазами» может быть и нет, но они и понимали друг друга, и дополняли. От Лудцева где-то исходила мощь этого звена, Пархоменко — это, повторюсь, мозг звена, Караваев — техничный и быстрый нападающий. Вот такое дополнение друг друга и сыграло неплохую роль. Ребята результативно провели весь сезон и вели команду за собой в плей-офф.
— Это звено внесло существенный вклад в достижение общего результата.
— В сезоне 2011/12 у нас была тройка нападения Жафяров — Турукин — Митряков, которая набрала порядка 150 очков за результативность. Звено Караваев — Пархоменко — Лудцев перешагнуло этот рубеж еще в регулярном чемпионате.
— Каковы шансы у звена Пархоменко в этом же сочетании проявить себя в следующем сезоне уже в составе «Металлурга» в КХЛ?
— Здесь сложно что-то ответить. Потому что переход из молодежного хоккея во взрослый — самое трудное. Кому-то это дается, кому-то нет. Сложно шагнуть сразу из МХЛ в КХЛ. Это получается у единиц. Нужно пообтереться, пообтесаться, может даже поехать в командировку в ВХЛ. Надеюсь, что Караваев, Пархоменко и Лудцев будут играть в КХЛ, но легкого пути не будет точно.
— Как вам игра в плей-офф тех хоккеистов, которые пришли в «Медведи» в качестве усиления, имея уже определенный опыт выступления в КХЛ в этом сезоне?
— У нас таких хоккеистов было не так уж и много. Доволен как играли Никита Лямкин, Тимур Фаткуллин. Может быть где-то не все получалось у Никиты Язькова. Эти ребята быстро влились в коллектив. Хотелось конечно несколько более результативного хоккея, но те же Лямкин и Фаткуллин своей надежностью, хоккейной наглостью очень помогли.
— Лямкин и Фаткуллин запомнились еще и наличием очень неплохой техники. Оба защитника запросто могли обыграть чуть ли не всю пятерку соперника, пройдя от ворот до ворот.
— Они это показали, но от них этого не требовали. Это не их работа. У нас достаточно нападающих, которые прекрасно могут выполнить эту работу. От ребят же все-таки хотелось побольше надежности в обороне.
— Когда хоккеисты начинали, может быть, не всегда обоснованно водиться, пытаясь технично обыграть соперника 1 в 1, что при неудаче могло привести к контратаке на свои ворота, вы сильно ругались на них потом на скамейке?
— Коллектив состоит из разных ребят. На кого-то нужно ругаться, на кого-то можно ругаться, а на кого-то лучше вообще не повышать голос, промолчать и отвернуться, потому что иначе можно только еще больше навредить хоккеисту.
— В этом сезоне в КХЛ дебютировал Иван Емец. Насколько большого прогресса нападающий добился в этом сезоне? И в регулярном чемпионате МХЛ, и в Кубке Харламова Емец набирал в среднем более 1 очка за игру.
— У Вани очень большой потенциал. Но я ждал, что в этом сезоне он будет играть поярче. Может быть еще присутствовала не до конца уверенность в своих силах.
— Достаточно неожиданно для многих защитник Егор Жданов стал привлекаться в юниорскую сборную России. Чем именно хоккеист приглянулся тренерскому штабу национальной команды?
— Егор Жданов — это просто пример для всех наших мальчишек из детской хоккейной школы, из ЮХЛ. Парень действительно до этого никогда никуда не привлекался. Мы взяли его в «Медведи», Егор плодотворно провел лето перед сборами — было видно, что занимался. В итоге Жданов на сборы команды вышел подготовленным и практически во всех тестах был одним из лучших. Затем попал во вторую пару защитников и продержался в ней весь сезон. Прогресс Егора с того сезона — просто очевиден. Думаю, он еще будет расти. Потенциально Жданов — игрок «Металлурга».
— В 20-ых числах октября на 1 месте во всей МХЛ по числу заброшенных шайб среди защитников располагался Илья Олендаренко, в первой половине чемпионата за полтора месяца в 12 матчах забивший 7 голов. Что потом случилось с результативностью хоккеиста?
— Первую часть сезона, пока шла игра, Илья выходил с ребятами в первом составе. Когда его переставили в другое сочетание после травмы — потерялся. Может быть сказались последствия травмы, что много времени пропустил, или, может, мы рано вернули Олендаренко в состав, но, к сожалению, у нас на тот момент не было выбора, некем было заменить. Так что вторую часть чемпионата, считаю, Илья провалил, провел плей-офф ниже своих возможностей. Начало сезона показало, что потенциал у парня есть, когда выполняет задание, работает на тренировках, когда у него самого горят глаза. Чтобы играть на одном мастерстве — такого нет, Олендаренко нужно проявлять огромную самоотдачу и желание каждый день, в каждой тренировке, моменте, матче — тогда у него будет прирост.
— Кто из хоккеистов по ходу сезона добился наибольшего прогресса?
— В первую очередь Лудцев. Тот же Жданов, Марк Петров. Те же Пархоменко с Караваевым по сравнению с предыдущим сезоном. Все-таки просто так не станешь 3 и 4 бомбардирами всей МХЛ в регулярном чемпионате — далеко не каждый способен набрать 70 очков и больше — это показатель.
— От кого из игроков будете в особенности ждать существенного прогресса уже в сезоне 2017/18?
— Лудцев, Шевченко, Петров, должны прибавить Малетин и Кирилл Зиновьев.
— В следующем сезоне самым старшим возрастом в МХЛ будет 1997 год рождения?
— Да, в составе планируется 5 человек этого года рождения.
— В минувшем сезоне были определенные вопросы по игре вратарей. Рассматривается ли вопрос, что у голкиперов в команде будет новый тренер?
— А новый тренер — это кто?
— Болельщики интересуются.
— Если была бы такая возможность — может и был бы.
— Иван Старостин по возрасту больше не сможет играть в МХЛ. Основным вратарем в следующем сезоне будет хоккеист местной школы или приглашенный?
— У нас остаются Владислав Югов, Андрей Катюхин, Станислав Барышников. И сейчас с командой приступил уже к тренировкам Семен Хлебников, 2000 года рождения. Думаю, что это талантливый вратарь, будем работать и доверять.
— Сколько хоккеистов из нынешнего состава могут уйти в «Металлург»?
— Этот вопрос не совсем корректный, так как его адресовать нужно не мне, а руководству клуба и главному тренеру «Металлурга».
— Если бы у вас попросили рекомендаций на этот счет, то кого бы посоветовали в «Металлург»?
— Вот если попросят рекомендаций, то я их с удовольствием дам и расскажу по всем ребятам. На матчах присутствовал Вадим Шахрайчук и, я думаю, что он сам знает, кого нужно привлекать в состав «Металлурга».
— Кто из состава юниорского «Металлурга» может пополнить состав «Медведей» на следующий сезон?
— Помимо Хлебникова сейчас берем 13 человек на сборы. С сегодняшнего дня они выходят с нами. Но чтобы сказать, что кто-то из них пополнит состав... Как можно пополнить состав команды МХЛ, если в частности есть ребята, которые сейчас с нами начинают тренироваться, но при этом в ЮХЛ, к примеру, за 29 игр забили 2 гола или вовсе ни одного? Как они смогут заменить тех же Караваева и Пархоменко? Очень сложный вопрос.
— Вы сами остаетесь в «Кузнецких Медведях»?
— Пока без комментариев. Контракт заканчивается 30 апреля.
— Если останетесь в команде, будете ли ставить задачу на сезон 2017/18 уже не просто выйти в плей-офф, а завоевать Кубок Харламова?
— Сложно сказать. Пока на данном этапе я не вижу кем завоевывать Кубок. А вот летом — посмотрим, как будут ребята выглядеть.
— Какие в принципе планируете ставить перед собой цели на следующий сезон?
— Цель всегда как минимум попасть в плей-офф. Дальше все зависит от состава, игроков. Сложно загадывать.
— На какие позиции требуется усиление «Медведей»?
— На все.
— Что позволяет вам оставаться спокойным в критических ситуациях во время матчей?
— Я не всегда спокоен. И это, наверное, один из минусов. Стараешься себя сдерживать, но эмоции есть эмоции.
— Как снимаете стресс?
— Выйду на улицу, подальше отойду — и ору (смеется).
— Чем занимаетесь в свободное от работы время?
— Свободного времени практически не остается. А так можно съездить на дачу, пожарить шашлык, посидеть с супругой у костра. У меня есть внук, живет в другом городе, но часто к нам приезжает. Люблю повозиться с внуком — это снимает любой стресс.
— Вы бы хотели, чтобы ваш внук в дальнейшем выбрал хоккей?
— Нет. Хоккей — это очень сложная профессия, неблагодарная. Чтобы попасть даже в «Медведи» нужно столько работать, пахать, терпеть. Я бы не хотел своему внуку такого (улыбается).
— Следите ли за какими-либо спортивными трансляциями?
— В первую очередь смотрю хоккей, анализирую матчи. Но люблю посмотреть и футбол, баскетбол, волейбол, биатлон — любой вид спорта интересен.
— Тренерство для вас больше работа или все-таки то, ради чего стоит жить?
— В первую очередь — работа, но это любимая работа, ради которой стоит жить.
— С какого возраста вы полюбили хоккей?
— Как рассказывали родители, ныне покойные, в 3 года меня отец уже водил на открытый стадион «Металлург» смотреть хоккей. Я этого конечно не помню, но осознаю, что лет с 7 уже стал болеть хоккеем. В то время появилась и любимая команда — московские «Крылья Советов».
— Почему выбрали именно этот вид спорта?
— Ну а в нашем городе, что еще было выбрать в 1975 году? Думаю, тогда и выбора особого не было.
— Если бы у вас не получилось связать свою жизнь с хоккеем, то кем бы вы стали?
— Даже не могу представить.
— Сейчас у вас есть предложения перейти в другие клубы МХЛ, ВХЛ, КХЛ? И если есть, то какие?
— Предложения есть, но не хотелось бы о них говорить. Потому что для себя я еще не принял решение.