Заслуженный тренер России Николай Соловьев, для которого Новокузнецк не просто кружок на карте, рассуждает об исключении "Кузни" из КХЛ.
- А многие, наоборот, видят в этом "великое очищение"…
- Великое очищение проводится не так. Не постфактум, когда уже ничего нельзя предпринять, не по окончанию сезона, а перед его началом. Именно перед началом нового сезона руководство КХЛ должно было четко и недвусмысленно заявить: ребята, мы сокращаем лигу, будет исключено столько-то команд по таким-то и таким критериям. Вперед! И тогда взамен потерянного при образовании КХЛ спортивного принципа появляется новый мотиватор, заставляющий руководителей клубов из "группы риска" искать какие-то новые методы и способы. Повлияло бы это и на региональные власти, пусть не на все, но на кого-то непременно. А когда задним числом объявляют "фамилию репрессированного", то на плановое развитие, о котором в лиге не устают говорить, это походит меньше всего.
- В планах на следующие сезоны сокращение еще семи российских команд. И имена первых трех уже не являются секретом.
- Да, я слышал, что на очереди "Югра", "Амур" и "Лада". Но представьте себе, что тот же "Амур" возьмет и выиграет на следующий сезон Кубок Гагарина.
- Не представляю. Потому что судьи тоже хотят жить и у них есть семьи, которые надо кормить.
- Согласен, что-то меня немного занесло. Не подумал, что в наших реалиях "Нэшвилл" невозможен. Но выйти в плей-офф, и пройти там этап-другой тот же "Амур", собравшись с силами, все-таки может. Пусть даже и теоретически. И что тогда будет делать руководство Лиги?
- Тогда, наверное, задним числом исправит в списке "репрессантов" Хабаровск на, скажем, Череповец или Нижнекамск.
- То есть, опять-таки правила будут меняться прямо по ходу игры. И непонятно, по чьей воле. Я сейчас читаю новостные ленты: Величкин против исключения "Кузни", Фастовский против, еще кто-то против. В совете директоров КХЛ 18 человек, и едва ли не все против. А кто же тогда выгнал "Кузню"?
- Когда Владимира Плющева "выбирали" главным судьей КХЛ, тоже все выступали против. Но оказалось, что проголосовали чуть ли не единогласно, хотя результаты тех выборов лига не обнародовала.
- В этом-то и беда. Совет директоров – понятие размытое, несущее как бы коллективную ответственность, но на самом деле исключающее ответственность личную. Лига не просто должна, а обязана по ключевым и принципиальным вопросам обнародовать, кто и как проголосовал. Чтобы и болельщики, и региональные власти знали, с кого спрашивать. Тогда как нынешняя система оставляет много вопросов и дает множество зацепок для злоупотреблений и манипулирования мнением уважаемых в хоккее людей.
С кого сейчас спрашивать о нарушении лигой своего главного закона – Регламента? За девять лет существования КХЛ "Кузня" этот регламент не нарушила ни разу. Она не сорвала ни одного выезда, ни единого домашнего матча. Да, у команды были хронические финансовые сложности, но ведь эта палка имела и обратную сторону: никакой СКА при всех своих возможностях не сравнится с Новокузнецком по количеству и качеству своих учеников. Именно своих, а не перекупленных богатыми клубами уже зрелыми мастерами. Да, спортивные права на Бобровского сейчас принадлежат СКА, но он был, есть и навсегда останется воспитанником новокузнецкого хоккея.
- Как разъяснило руководство КХЛ, именно хронические финансовые проблемы вкупе с низкой посещаемостью и изношенной инфраструктурой стали главными причинами исключения "Кузни" из лиги.
- По поводу хронических финансовых проблем. На эту ситуацию можно и нужно взглянуть с другой стороны. Если лига ежегодно допускает все команды к сезону, если принимает у них финансовые гарантии и удовлетворяется ими, а потом то в одной, то в другой возникают финансовые проблемы, и "Кузня" здесь далеко не в единственном числе, то… В первую очередь руководство лиги должно задать себе вопрос: почему механизм допуска клубов к сезону раз за разом дает сбои? И сперва заняться его усовершенствованием. А усовершенствование, на минуточку – это не только и не столько отрубание проблемной головы, но и участие в решении этих проблем. Потому что ответственность за эти проблемы лежит в том числе и на лиге.
То же самое можно сказать и по изношенной инфраструктуре. Да, дворец в Новокузнецке большой, но старый. Да, его давно капитально не ремонтировали. Ну, так поставьте единую для всех задачу, дайте время, а если не выполнят по истечении отведенных сроков, тогда и можно вести речь об исключении из КХЛ. Но лига год за годом принимала Дворец кузнецких металлургов, считала его приемлемым, а теперь превратила в одну из причин для изгнания команды.
Есть тут еще один момент, на мой взгляд, очень важный. Кемеровская область очень лояльно относится ко всем ветвям власти. И на всех выборах давала им огромное количество голосов, иногда доходящее до 90 процентов. Как я могу судить по телефонным разговорам, ситуация меняется в другую сторону. А после исключения "Кузни" скорость этих изменений увеличилась. Новокузнецк – город уникальный тем, что в нем в одном сплаве работают и шахтеры, и металлурги. То есть, представители самых тяжелых профессий. У многих из них в течение всей жизни не было иной отдушины, кроме хоккея. В провинции у нас, в отличие от Москвы, развлечений не много. Футбол в Кемеровской области накрылся, русский хоккей тоже далек от прежних кондиций и успехов. А теперь еще регион лишили хоккея. Ребята, ведь так можно и доиграться.
- Хоккей для Новокузнецка больше, чем просто хоккей?
- Конечно, причем для очень многих. Пусть на арену приходит не так много болельщиков, но это закон для нашей страны: нет результата – нет посещаемости. Мы же годами ездили по всей стране и видели заполняемость трибун. Идет команда на результат – трибуны ломятся. Нет результата – на матчи ходит основа, "хребет" всей болельщицкой тусовки, которые с командой всегда. А поскольку в плей-офф в КХЛ все равно будут выходить не все, то посещаемость в разных городах периодически будет падать. И что, каждый раз кого-то за это выгонять из лиги? Ну, нет у нас Торонто, где годами была 100-процентная заполняемость, хоть команда и болталась на дне таблицы.
Я знаю, что в Москве уже давно все измеряют деньгами, прибылью и коммерческой привлекательностью. Но Москва – это далеко не вся Россия. А в России есть и иные шкалы измерений. И этого ни в коем случае нельзя забывать.