Голкипер «Кузнецких медведей» после года ночных тренировок с любителями прорвался в МХЛ.
Вратарь – профессия почетная: пробиться в мастера даже талантливому парню архисложно. Полевых игроков в команде много, а он – один. Выпал из обоймы, не нашлось места в фарм-клубе – и забыли тебя. Такая история случилась в Новокузнецке с 20-летним голкипером Александром Плотниковым. Он пропустил целый год. Но, ежедневно тренируясь с семи утра до полуночи, назло судьбе вернулся в большой хоккей.
«ДА ТЫ СЕКЦИЮ ПЕРЕПУТАЛ!»
Александр родился 20 октября 1990 года в Новокузнецке. Отца не помнил – он умер, когда он был маленьким. С мамой тоже разошелся рано – отношения не сложились.
– С девяти лет меня воспитывала бабушка, – рассказывает Плотников. – Папина мама. Всю жизнь мы вместе. Бабушка – святой человек. До сих пор в 72 года работает консьержкой в нашем подъезде, чтобы мы в деньгах не нуждались.
В семь лет Сашка по совету друга записался в школу «Металлурга»: в Кузне хоккей больше, чем религия. Начинал в атаке. При этом феноменально играл в футбол. Его, 12-летнего, взрослые дядьки брали гонять мяч и поражались уникальной технике мальчугана. Выступая в центре нападения, вундеркинд в одиночку на скорости обыгрывал нескольких человек и точно бил в «девятку» в одно касание.
– Санек, да ты секцию перепутал! Тебе в футболисты надо! – постоянно подшучивали над ним мужики.
Но он грезил шайбой. С потрясающей пластикой, невероятно ловкий Сашка мечтал стать хоккейным вратарем. Таким, как кумиры – Патрик Руа и Александр Вьюхин (в то время основной страж ворот «Кузни»). Чтобы трибуны скандировали его имя, а он спасал команду на последних секундах матча и отражал буллиты.
– Хоккей мне нравился сильнее футбола: в нем азарта больше, экспрессии, единоборств, – вспоминает Плотников. – Хотя если бы родился в Барселоне, тогда бы точно в футболисты пошел.
Поначалу Сашина команда «Металлург» 1990 года рождения считалась слабенькой. Но с приходом тренера Валерия Калашникова, в учениках которого значились Петр Счастливый и Сергей Кривокрасов, прописалась в чемпионах Сибири. Подавал большие надежды и Плотников…
БРОНХИТ В РЕФРИЖЕРАТОРЕ
Осенью 2009 года Молодежная лига запускала первый чемпионат. И тренеры «Кузнецких медведей» встали перед выбором: кого из вратарей брать в команду МХЛ? Взяли свежеиспеченного чемпиона России Сергея Костенко 1992 года рождения, его сменщика Артема Богочанова (1991) и более опытного Игоря Глазкова (1989). А 18-летнего Сашку отправили в аренду в красноярский «Сокол» набираться опыта, указав подходящий пункт назначения – первая лига, дивизион «Сибирь-Дальний Восток». Расстроившись, он продал старую, но любимую девятку «Жигули» и отправился в новую команду…
Красноярскую арену «Факел» в народе величают рефрижератором. Дворцом ее назвать сложно, скорее уж самолетным ангаром. Если на улице минус 30, значит, там – минус 35. Плотников продержался два месяца – свалил бронхит. А когда выздоровел, то по российской традиции низших дивизионов его отправили восвояси.
– Сказали: «Спасибо, до свидания», – вспоминает Плотников. – И денег не заплатили. В Кузню возвращался за свой счет. Арену в Красноярске, кстати, в этом году закрыли по причине того, что «занятия в ней представляют угрозу для жизни и здоровья спортсменов».
Так в момент он оказался никому не нужен. 99 процентов ребят в его ситуации заканчивают с хоккеем. Но Саша не сломался. Вернулся домой и решил ездить по аренам. Катался и тренировался с кем только возможно: с любителями, ветеранами, полупрофессиональными командами.
– Помог тренер вратарей «Кузни» Николай Мишин (к слову, воспитавший ныне голкипера «Филадельфии» Сергея Бобровского. – Прим. ред.), – рассказывает Плотников. – Пристроил в городскую любительскую команду. Я стал играть на первенство Новокузнецка. Затем «Металлургу» понадобился третий вратарь для тренировок, и Николай Александрович пригласил меня.
Там работоспособный, худой и пластичный парнишка приглянулся голкиперу «Металлурга» и сборной Украины Александру Вьюхину.
– Вьюхин персонально со мной очень много возился, я ему многим обязан, – признается Плотников. – Показывал специальные упражнения, давал задания на дом. И всегда повторял, чтобы я не ползал на коленках по вратарской, а именно катался. Он и сейчас меня поддерживает, а я не пропускаю ни одного матча Александра.
НА ТРИБУНЕ С БЛОКНОТОМ
Весь год Плотников жил по одному и тому же распорядку дня: в семь утра – вратарская тренировка, днем – занятие с «Металлургом», в 22.00 – полтора часа шлифования мастерства с любителями.
Нынешним летом из Новокузнецка уехал покорять НХЛ голкипер Сергей Бобровский. Сейчас он блистает в «Филадельфии». А тогда на прощание подарил свой уникальный шлем с гравировкой «Бобер» и щитки преемнику – Саше Плотникову. Приняв ценный подарок, Плотников наконец попал в состав «Кузнецких медведей». Третьим вратарем. Вслед за Глазковым и Костенко.
Тренеры поначалу ему не особо доверяли. При этом старт чемпионата МХЛ у вице-чемпионов не заладился: поражение следовало за поражением. Так дошла очередь спасать положение и до Плотникова. Саша зацепился за шанс: два полных дебютных матча – две победы над «Газовиком». Через месяц еще две встречи от звонка до звонка, и снова две виктории – над «Крыльями» и «Омскими ястребами».
– Если бы в этом сезоне я не попал в МХЛ, то дальше дороги в большой хоккей уже бы не увидел, – размышляет Плотников. – Теперь счастлив, что играю и занимаюсь любимым делом. Да, команда попала в сложную ситуацию, потеряла много очков. Но мы бьемся и, уверен, зацепимся за плей-офф.
Товарищи Плотникова по команде рассказывают о необычной черте своего вратаря, которая характеризует его вдумчивость и упертость. Когда в Кузню приезжает любая команда КХЛ или МХЛ, то первым на предматчевую раскатку или тренировку гостей с блокнотом приходит именно Саша. Часами сидит на трибуне и изучает игру коллег-вратарей. Кроме того, фиксирует сильные стороны, любимые финты, манеру бросков нападающих будущего соперника и схемы розыгрыша большинства.
– В игре такая информация всегда помогает, – уверен Плотников.
– О чем мечтает сегодня Александр Плотников?
– Об успешной карьере. О КХЛ, сборной, Олимпиаде… А там, глядишь, и за океаном удастся поиграть. И… чтобы бабушка была здорова.