Председатель технической комиссии МАК Алексей Морозов объявил причины крушения чартера «Локомотива». Напомним, что 7 сентября самолет Як-42 с основным составом «Локомотива» на борту потерпел крушение в аэропорту Туношна. Из 45 человек выжил только один – бортинженер Александр Сизов.
«Самолет Як-42 был исправлен при вылете из Ярославля. Отказов в работе самолета, двигателей и систем, в том числе тормозной системы, не выявлено. Пожара, взрывов и разрушения самолета до столкновения с препятствием и с землей не было. Определенная командиром скорость принятия решения – 190 километров в час – была на 20 километров в час меньше нормально расчетной для фактического взлетного веса 54 тонны и номинального режима работы двигателей. Ручка стояночного тормоза самолета находилась в момент взлета в положении выключено.
Экипаж выполнил контрольную карту перед запуском двигателя. При ответе на пункт контрольной карты «взлетные данные» командир воздушного судна сказал: «Рассчитано, доложено». Однако конкретных значений взлетного веса, центровки, расчетных скоростей на взлете озвучено не было. Анализ показал, что экипаж расчет параметров взлета не выполнял.
В организме второго пилота обнаружен фенобарбитал – препарат, оказывающий тормозящее действие на центральную нервную систему, запрещенный к применению пилотами. Лица, использующие этот препарат, не могут быть допущены к выполнению полетов. По представленной медицинской документации на второго пилота со ссылкой на наблюдавшего его невролога, с 2000 года у второго пилота отмечается снижение рефлексов на ногах, а с 2005 – и на руках, что косвенно говорит о поражении периферических нервов, то есть развитии у него полинейропатического синдрома.
Организационная структура авиакомпании «Як-сервис», схема ее управления и финансирования не позволяли обеспечивать безопасное выполнение полета. В авиакомпании организация летной работы и система управления безопасностью полетов фактически отсутствовали, а штат руководителей летной службы квалифицированными специалистами укомплектован не был. Переучивание командира воздушного судна и второго пилота разбившегося самолета на Як-42 проходило с грубым нарушением действующих нормативных документов. У обоих пилотов имел место негативный опыт переноса навыков при пилотировании самолетов Як-40 на Як-42».
Родственники погибших в крушении чартера «Локомотива» пилотов сомневаются в том, что расследование авиакатастрофы технической комиссией МАК было объективным, сообщают «Известия».
«Я сама 25 лет летаю, восемь из них – вместе с Игорем. И Андрей, и мой Игореша были очень опытными летчиками, чтобы допустить такие ошибки. Но ведь вы же ездите за рулем и знаете, что бывают такие ситуации, которые необъяснимы, когда с машиной что–то происходит. А здесь самолет. Я лично буду добиваться независимого расследования», – сообщила Людмила, супруга второго пилота Игоря Жевелова.
«Во всех катастрофах последнего времени летчики были признаны виновными. Свалить все на погибший экипаж – это тенденция современного расследования. Иркутск, Донецк, Пермь – все спихнули на экипаж, а круг виновных гораздо больше и шире. У нас есть факты, что те, кто остались на земле и никуда не летают, должны нести определенную ответственность и на них лежит определенная степень вины за случившиеся катастрофы», – заявил Игорь Трунов, адвокат, представляющий интересы родственников погибших.