Генеральный менеджер ХК «Металлург» ответил на вопросы посетителей портала hotice.ru (часть вторая).
— Как вы думаете, в чем причина метаморфоз (слабой игры) ведущих команд? (Den Jin)
— Я думаю, что в каждом случае причины разные. У меня, конечно, есть определенные соображения на этот счет. Если бы я работал сейчас на телевидении, я бы поделился ими. Но так как я работаю генеральным менеджером, то не буду обсуждать работу своих коллег.
— Большинство думают (кроме тех, кто болеет за «Амур»), что «Амур» — выскочка и не сможет удержать заданный уровень, что вы думаете на сей счет? (Den Jin)
— Я не думаю, что «Амур» — выскочка. А что касается удержания заданного уровня, то мне самому интересно. Я почему-то думаю, что никто из специалистов не сможет объяснить, благодаря чему у них все получается именно так. В любом случае, коллектив из Хабаровска можно поздравить с отличной работой.
— Мне очень интересно ваше мнение по выступлению «Трактора»! Как вы думаете, на что претендуют челябинцы в этом году? (nhlpa)
— Челябинск по составу — команда очень сильная. Еще один плюс: очень сильный тренер, имеющий опыт побед. Это очень важно. Безусловно, они могут бороться за самые высокие места. Но у меня есть некоторые сомнения относительно того, что у команды нет серьезного кубкового опыта. У некоторых игроков есть. Тот же Вова Антипов — один из самых титулованых в нашем хоккее. Но как команда «Трактор» давно ничего не добивался. Посмотрим, как все получится, могу только пожелать успеха.
— Что вы можете посоветовать «Спартаку»? Смена тренера ведь ничего не решит, верно? (Оксана Богоявленская)
— Тут вопрос из той же категории: мне не совсем этично комментировать. К тому же, чтобы давать советы, надо находиться внутри команды, знать, что происходит, какой тренировочный процесс и какая обстановка в команде. Думаю, что спартаковцы сами разберутся.
— Кто, по вашему мнению, будет чемпионом в этом сезоне? (Альбина Ларионова)
— Это вообще непредсказуемо. На данный момент, с моей точки зрения, лучше всех играет СКА. Но что будет в апреле — никто не знает.
— Не кажется ли вам, что игроки в КХЛ переоценены. Стоит ли планомерно пытаться снижать уровень зарплат? Где вы видите источники выхода клубов на самоокупаемость? Ставите ли такую задачу в клубе? (Игорь Владимирович)
— Конечно, так оно и есть — переоценены. У меня есть некоторые идеи по поводу оптимизации контрактов игроков. Я их систематически предлагаю, но пока, увы, не нахожу взаимопонимания. А как найти источник самоокупаемости... Знаете, если кто-то его придумает, то станет героем Советского Союза!
— Андрей Назаров не так давно сделал заявление о том, что Бреннан, Тарнаски, Мирасти и Яблонски шокированы «грязью в КХЛ». По мнению Андрея Викторовича, вся хоккейная общественность критикует «Витязь» за драки, при этом закрывая глаза на жестокость ряда российских игроков и подлые приёмы. Как вы относитесь к наличию в КХЛ агрессоров вроде Фёдорова-младшего, которые используют физическую силу для того, чтобы умышленно нанести сопернику тяжёлую травму? (Аймо)
— Начну со второй половины вопроса. Что касается Фёдорова-младшего, то, видимо, имеется в виду его столкновение с Антиповым в плей-офф прошлого сезона. Я и тогда говорил и сейчас повторю, Фёдоров там вообще не виноват. Там больше даже сам Антипов виноват. Просто так получилось, что Володя, к сожалению, получил траву. Я с большим уважением отношусь к обоим хоккеистам. И в данном случае нельзя говорить, что Федор — «грязный» игрок. Что касается заявления Андрея Назарова, то определенная логика в этом есть. Могу сказать, что проблема действительно существует, но не настолько, чтобы каждой команде брать по четыре тафгая.
— Согласны ли вы с тем, что клубам КХЛ не хватает «полицейских»? Хотя бы по одному в команду. (Кстати, у меня есть решение: просто не считать «полицейского» за легионера, и они появятся.) (Den Jin)
— Во-первых, не считать полицейского за легионера невозможно. Как вы себе это представляете? Вот я привез игрока и говорю: «Он полицейский. Не считайте его». А на самом деле он не полицейский, а бомбардир. Что касается самой идеи — по полицейскому на команду, то все зависит от философии руководителей команды. Считают они, что им нужен полицейский — значит, нужен. Считают, что нужно десять — пожалуйста. Все зависит от результата. Выиграла команда чемпионат без полицейских — например, «Ак Барс» — значит, он все правильно сделал. А если бы «Витязь» чемпионат выиграл — значит, он прав.
— Какая работа вам нравится больше — телекомментатора или генерального менеджера? Понятно, что это абсолютно разные вещи. Не хотели бы вы комментировать, скажем, матчи «Металлурга» на региональном телевидении или в Интернете (аудио-трансляции)?
— Больше нравится работа генерального менеджера. А комментатором я не считаю, что работал. Работают там Ткачев, Твалтвадзе, Кузмак, Скворцов. А мы с Гимаевым просто выступали в роли экспертов. А комментировать матчи «Металлурга» для меня просто невозможно, потому что во время игр я занят другой работой. Я бы мог комментировать матчи Новокузнецка, если бы не работал генеральным менеджером этой команды.
— В прошлом сезоне вы чаще всего работали комментатором в дуэте с Твалтвадзе. На ваш взгляд, насколько хорошо Григорий Александрович разбирается в хоккее? (Аймо)
— Начнем с того, что система такая: работают комментатор и эксперт. Поэтому комментатору необязательно хорошо разбираться в хоккее. Но я скажу так, что все комментаторы, с кем я работал на «России-2» — и Скворцов, и Твалтварде, и Ткачев, и иногда Саша Кузмак, — настоящие профессионалы, с ними работать очень легко. Там же много проблем, связаных не с хоккеем, а именно с телевизионной спецификой.
— Расскажите, пожалуйста, о своей работе в Новокузнецке. Как проходит обычный рабочий день у вас? (Юрий)
— Все зависит от того, что это за день. Игровой день проходит по одному сценарию, тренировочный — по другому. Зависит от того, дома мы или на выезде. Но, как правило, это общение с агентами, скаутами, изучение Интернета — рынка, того, что происходит с игроками. Сейчас, например, практически все игроки при деле, мы занимаемся драфтом и следующим сезоном. Ну, и естественно, постоянное общение с тренерами: что нам надо, какие усиления. Что-то пытаютсь сделать для команды в бытовом плане. Как-то так.
— Правда, что сейчас в россиийском хоккее молодым менеджерам никуда не пробиться без знакомств? Большой застой кадров в этой сфере. И что посоветуете людям, которые хотят работать в хоккее в качестве менеджеров, скаутов и пр. интересных должностях? (кирилл долгих, Den Jin)
— Скаутов у нас, к сожалению, не много. Мало клубов осознают необходимость этих позиций. Что касается менеджеров, то надо начинать с малого. Например, с должности руководителя спортивных операций. Мне само слово не нравится — «знакомство». Мне больше нравится слово «рекомендация». Например, когда меня спрашивают о ком-то, я осознаю, что даю рекомендацию. И если человек будет плохо работать, то пострадает и мой имидж тоже. Поэтому я считаю, что нет ничего плохого в том, что берут людей по рекомендациям.
— Вы можете дать много разных, полезных советов любому тренеру и игроку, а какой самый главный совет получили вы и, если не секрет, от кого? (Den Jin)
— Я не могу сказать, какой совет. Но могу назвать два события, которые больше всего повлияли на мое мировоззрение в хоккее. Первое — работа в НХЛ. Второе — работа с Петром Ильичом Воробьевым в Тольятти.
— Как относитесь к хоккейным базам, от которых воротил нос Михаил Гарнетт? (сергей харисов)
— В «Атланте» у меня игрок был, который сейчас в НХЛ. Он как-то подошел ко мне и говорит: мол, я не могу на базе готовиться, потому что привык дома, мне жена стейк готовит, это ритуал. Я ему: «Хорошо, где ты живешь?» — «В Чешском доме, на Тверской». — «Ок, в 10 утра в Мытищах раскатка. Ты должен в машине приехать к 10 утра. После нее ты едешь обратно на Тверскую, полчаса спишь и обратно на матч. Как ты подготовишься? А если пробка? А если авария?» Он меня внимательно послушал и согласился. Стал готовиться на базе. В общем, это вещь индивидуальная. Если база хорошая, то почему бы ее не использовать? Но вот у нас, например, базы нет. Понятно, что когда людей закрывали на базу по 10-12 дней, это не очень хорошо. Но представьте: у кого-то маленькие дети, он пришел домой и должен отдыхать. Ему поспать надо, а ребенок плачет, проблемы какие-то, жена за хебом посылает. И в итоге к игре он не готов! Так что, я думаю, без фанатизма, но базы использовать можно.
— Вы недавно посетили матчи чемпионата ВХЛ. Какое впечатление произвела на вас ВХЛ? Что сейчас является плюсом лиги? И чего не хватает этой лиге, чтобы на нее было обращено больше внимания? (Борис Егоров)
— Что касается плюсов, то мне очень нравится организация. Сейчас там очень серьезные требования. Почти такие же, как в КХЛ. И по организации они почти на том же уровне, что КХЛ. Минусы — конечно, игроки там пониже уровнем. Что касается привлечения зрителей — мне сложно сказать.
