Спортивное интернет-телевидение Новокузнецка
При поддержке благотвортельного фонда «Юмас» им. Ю. М. Асаилова
Разработка и дизайн

Михаил Шалагин: «Главное – побеждаем!»

Интервью с хоккеистом «Металлурга», который по итогам первой недели чемпионата был признан лучшим нападающим ВХЛ, вышел на 1 место в списке бомбардиров лиги и сейчас является самым результативным в составе нашего клуба.

Было опубликовано 14 сентября 2025 года в электронной программке.


- Михаил, по итогам первой недели OLIMPBET чемпионата России – ВХЛ вас признали лучшим нападающим. Какие эмоции?

- Главное – побеждаем! Эмоции только положительные. Сыгрываемся с ребятами. Прошло лишь 3 матча, команда сыгрывается. Дай Бог, чтобы и дальше так шли.

- Вы, и хоккеисты вашего звена – Александр Горшков, Владислав Кодола – имеете лучшую полезность среди форвардов «Металлурга». Что скажете о взаимодействии своего состава?

- Тьфу-тьфу-тьфу, пока нормально всё. Притираемся. В целом нормально всё. Повторюсь, что главное тут – командный результат. Получился хороший старт, в поездке выиграли все 3 матча. Но это всё не просто так – все готовились в предсезонке, работали для того, чтобы побеждать в чемпионате – команда летом провела хороший сбор.

- Какой из матчей, как вам показалось, был наиболее сложным для «Металлурга»: в Нижнем, Красноярске или Норильске?

- Да все матчи сложные. Лига уже так более-менее выравнивается, лёгких матчей нет.

- Но в Норильске вот, к примеру, волевая победа получилась. После первого периода уступали 0:2. В чём причина?

- Может не проснулись где-то ещё, чуть раскачивались первый период. А потом всё – поговорили в раздевалке, собрались, вышли и сделали, что должны были.

- Как команда сыграла во втором периоде, что выиграла его аж 5:0?

- Поговорили в раздевалке, первый период чуть раскачались, плюс дали нам оплеуху – пришли в себя, вышли.

- А на 3 период как тогда вышли, что 0:2 его проиграли?

- Где-то чуть подраcслабились наверное, хотя понятно, что такого быть не должно. Возможно, где-то дали слабину, но в итоге победили – это основное.

- «Металлург», считай, всю предсезонку провёл в Мытищах. Как вам условия?

- Супер! И атмосферу поменяли, разнообразие получили – это только в плюс в психологическом плане, здорово! По самим условиям всё нормально было. 10 сентября мы провели в Новокузнецке первую ледовую тренировку и, как показалось, лёд здесь даже был получше, чем в Мытищах. По крайней мере мне здесь больше понравилось. Но это не значит, что он в Мытищах был какой-то не такой. В Мытищах, как я сказал, все условия были хорошие.

- Команда, играя в Красноярске и Норильске, продолжала жить по московскому времени. Вернувшись в Новокузнецк как перенесли смену часового пояса? Джетлага не было?

- Нет, спокойно и легко. 4 часа – не такая уж и большая разница. Плюс были свободные от тренировок дни, можно было поваляться лишний час-два. Так что всё нормально.

- А по городу было время пройтись? По Ермакова, где-то ещё?

- По Ермакова мы ещё летом походили, перед Мытищами. Тогда и пешком ходили от арены до «Парк Ин». Так что понимание про город есть.

- В каком районе жить будете?

- На Ермакова.

- Быстро квартиру нашли?

- Ну вот пока на выезде были. В принципе, да – быстро.

- Как квартира?

- Да нормальная, обычная.

- Как цена?

- Так себе. 

 

- Мы с вами разговариваем 10 сентября, в день начала работы касс арены по продаже билетов на первый матч в Новокузнецке в этом сезоне. И за полдня было продано 4 тысячи билетов. Официальная вместимость арены – 6 809. Высока вероятность, что с атмосферой домашнего аншлага на хоккее вы уже познакомитесь 14 сентября.

- Про атмосферу на арене я слышал. Да и сам зимой приезжал в Новокузнецк играть с другой командой, атмосфера на арене была на высшем уровне. Потом читал, что все писали про новокузнецкие аншлаги и рекорды посещаемости в ВХЛ. Так что и сейчас всей командой ждём болельщиков на трибунах, ждём аншлаг. Ну а мы со своей стороны постараемся всё сделать, чтобы у болельщиков было желание делать аншлаг на каждом домашнем матче команды.

- Про задачи «Металлурга» на сезон 2025/26 уже было официально сказано. Подтверждаете?

- Да, на тот случай если кто-то вдруг ещё не знает, то они - только максимальные.

- Как состоялся ваш переход в новокузнецкий хоккейный клуб?

- Позвонил агент, сказал, что есть такой вариант. Переговоры прошли очень быстро. Условия в Новокузнецке хорошие, команда тут всегда с амбициями, с задачами. Долго думать не пришлось.

- Помимо условий, задач, и той суммы, что прописана в контракте, какие ещё можно отметить определяющие моменты с решением в пользу перехода в «Металлург»?

- Что Новокузнецк – хоккейный город. Условия по быту. Элементарно: клюшки, форма, работа персонала клуба, массажистов – это я всё знал, что тут на высшем уровне, а приехав – убедился лично. Тут как в клубе КХЛ в этом плане. Вот это всё тоже и повлияло.

- Вы сезон 2024/25 тоже начинали в «Металлурге». Но не в новокузнецком, и не белорусском, а магнитогорском. Вот чем уровень Магнитки прям отличается от Кузни в плане организации?

- Если убрать чартеры… Понятно, что в Магнитогорске чуть побольше медицинского персонала. Если мы говорим о раздевалке, питании – по сути всё то же самое. Так что два отличия только Магнитки от Кузни: чартеры и побольше медицинского персонала.

- Чартеры в ВХЛ в регулярном чемпионате – непозволительная роскошь. Как сейчас вам давалась дорога в поездке?

- Блин, если честно, то очень тяжело прям. Пока тяжело, не привык ещё к таким поездкам. Но ничего – привыкну, это не проблема.

- Понятно, что вы не привыкли ещё. Когда около 8 утра выселяешься из Норильска, а домой в Новокузнецке заходишь только в 23 часа. В Беларуси, где вы завершали прошлый сезон, таких продолжительных поездок не было.

- Там самое дальнее – это 6 часов на автобусе. Ну может 7. Никто там на самолётах не летает. Переезд вон 2-3 часа. Какой самолёт?

- Вы любите путешествовать на автобусах в сезоне?

- Нет конечно! Я же высокий, и в этом плане неудобно чуть-чуть. Но, опять же, это не критично. Все в равных условиях.

- Куда колени девать?

- Вытягивать в проход.

- Чем обычно занимаете себя во время таких путешествий?

- Фильмы, сериалы – всё по классике.

- Почему в концовке сезона 2024/25, проведя большую часть чемпионата в АКМ, вы решили вернуться в Беларусь?

- В АКМ поставили нового главного тренера, молодого, так сказать. У нас, наверное, разошлись мнения и видение по хоккею. Поэтому решил, что продолжу карьеру в другом месте. И остаток сезона провёл в солигорском «Шахтёре», за который уже играл раньше.

- Начинаешь сезон в составе действующего обладателя Кубка Гагарина, заканчиваешь сезон в белорусской Экстралиге. Такое представить как-то невозможно, не то что спланировать.

- Возвращение в Беларусь конечно не было запланированным, но такая ситуация случилась. Я бы там уже хоть куда поехал, лишь бы быстрей оттуда уехать. 

 БЕЛАРУС

- В 2024 году вы в Беларуси установили новые рекорды результативности лиги. И когда в 2025 году вернулись в «Шахтёр», то все болельщики и специалисты наверняка ожидали, что вы сейчас продолжите показывать тот хоккей, когда в 54 матчах регулярки забросили 47 шайб, набрав 83 очка. И ещё в плей-офф 8 (4+4) за 10 матчей. А вышло так, что за 8 игр после возвращения вы не забили ни одного гола.

- Все ждали другого, и я сам. Но как получилось. Период был не самый лучший у команды. Всё наложилось – было скомкано, переезд. Бывает и такое в наших карьерах.

- И бывает такое, что потом, по итогам первой недели регулярного чемпионата, ты – лучший бомбардир ВХЛ и её лучший нападающий.

- Сезоны – они раз на раз не приходятся. Бывает, что всё идёт, играете с партнёрами – всё залетает. А бывает и по-другому. Так вот другого не надо, дай Бог, чтобы всё шло как сейчас идёт.

- После того, как в «Шахтёре» получилось так, как получилось, вас не посетило удручающее настроение? Типа посмотрят статистику: 8 матчей в Беларуси, 0 голов – куда меня позовут?

- Нет, я был спокоен. В Туле там по сезону сыграл более-менее – 21 очко в 34 матчах. Да, 8 игр – 0 голов, но были передачи. Так что я не переживал на этот счёт.

- После феноменально результативного сезона 2023/24 в Беларуси, вы подписали контракт с магнитогорским «Металлургом». Чего не хватило, чтобы закрепиться на уровне КХЛ?

- 4 игры по нулям отъездил – и всё. Я уже не молодой хоккеист, не лимитчик, чтобы меня брали на какую-то перспективу. Надо было набирать какие-то очки. Шанс был, не воспользовался.

- Как вам работа с Андреем Разиным?

- Отлично!

- Что по баллонам?

- Да не такие они страшные, как их обрисовывают. Раньше приходилось слышать, что очень тяжёлые сборы и предсезонка будут с этими баллонами. Очевидно, что летом работа тяжёлая, она нигде лёгкой не бывает, но не до такой степени, чтобы я сказал: да, это самое тяжёлое, что было в карьере. Я бы даже сказал, что у нас в Мытищах сейчас потяжелей было чуть-чуть, чем в Магнитогорске с баллонами.

- Но тут и надо понимать: клуб на лето даёт игрокам индивидуальный план самостоятельной работы, чтобы все вышли из отпуска в той форме, которая позволит выполнять задания на тренировках без втягивающего режима.

- Конечно. Что в Магнитогорске, что в Новокузнецке мне тренеры по ОФП скидывали план самостоятельной подготовки. Там было всё полностью расписано по неделям – веса, подходы. Проблем с нагрузками никаких не было. 


- Вы этим летом сколько себе позволили отдохнуть?

- Сезон 2024/25 очень рано закончился – 4 марта я уже освободился. Отдохнул месяца полтора-два и начал тренироваться. Но отдыхал – это не значит, что ничего не делал. К примеру, на лёд 2-3 раза в неделю всегда ходил.

- «Кузня» летом первый контрольный матч сыграла в Москве со «Спартаком». Победила. Вы забили первый гол команды после отпуска, и сказали, что для вас этот матч не был принципиальным. Разве так бывает?

- Ну а какие принципы? Уже столько времени прошло, и за столько команд поиграл после «Спартака», и если с каждой командой иметь какую-то принципиальность… Нет, для меня это обычная игра была.

- Я в том плане, что вы – выпускник «Спартака», там дебютировали в КХЛ, побили рекорд МХЛ; «ромбик», «народная команда» и всё такое.

- Обыграть было приятно конечно. Но было бы также приятно, обыграй мы любую другую команду КХЛ. Не думаю, что победа над «Спартаком» у меня вызвала бы больше эмоций, обыграй мы любой другой клуб из этой лиги.

- Может когда АКМ обыграете в регулярке у вас эмоций будет на 5% больше, чем при любой другой победе?

- Посмотрим ближе к делу (улыбается).

- Какие воспоминания остались от того времени, что вы провели в системе «Спартака», где начинали профессиональную карьеру?

- Только тёплые! Побил там рекорд МХЛ по голам, болельщики относились к хоккеистам со всей душой – подарки дарили какие-то, кто-то до сих пор пишет с пожеланиями.

- В 2019 году вас признали не только лучшим снайпером, но и самым ценным игроком регулярного чемпионата МХЛ. Тогда в одной тройке с Захаром Шабловским играли?

- Да.

- Вас летом в «Металлурге» ставили в одну тройку?

- Нет.

- Не было мыслей обратиться с таким предложением к тренерскому штабу?

- Нет. Мы же не в СДЮСШОР, чтобы к тренеру подходить. Как поставили – так и поставили, работай. Раз выигрываем – значит всё правильно сделано. А мыслей таких не было, да и времени с молодёжки сколько прошло? Многое, если не всё, уже поменялось.

- В МХЛ тогда в чемпионате вы забили 48 голов, годом ранее – 33. Потом в Беларуси 47 за чемпионат. Один из местных тренеров про вас сказал тогда так: «Шалагин – снайпер от природы. Здесь не может быть двух мнений. Михаил – это хедлайнер звена, наконечник любой атаки». Получается, вы прирождённый снайпер?

- Ну не знаю. Я и пасы люблю отдавать. И от голов, и от передач получаю одинаковое удовольствие. Не вижу разницы: забил ты или отдал партнёру на пустые и он забил – особо без разницы – всё в кайф. А вот что разница – это командная победа, она важна. 

 СПАРТАК

- По итогам сезона 2023/24 вы установили новые рекорды чемпионата Беларуси по голам и очкам. Стали лучшим снайпером, бомбардиром и самым полезным игроком регулярки, а по результатам всего сезона признаны лучшим форвардом и, по мнению самих хоккеистов, лучшим игроком Экстралиги.

- Сезон получился супер, удачно складывался. Но вот в полуфинале, будучи фаворитами, мы уступили, так скажем, аутсайдеру. Урок на будущее получился.

- Было типа как «Металлург» в прошлом сезоне в 1/8 финала «Магнитке» проиграл?

- Плюс-минус что-то то же самое произошло у нас.

- А у вас что произошло? Недонастрой был?

- Скорее всего. Соперник в первом раунде играл с клубом с высоким посевом, выбил их, и мы хотели, чтобы этот соперник теперь на нас вышел. Он вышел в итоге, и мы получили.

- Голосование среди хоккеистов на приз лучшего игрока сезона с большим отрывом выиграли?

- А я не знаю. Количество голосов не раскрывалось. Объявили – и всё.

- Призов много собрали по результатам сезона в Беларуси?

- Много. Телевизор, часы, планшет, PlayStation, фотоаппарат.

- PlayStation – самый полезный подарок?

- Да нет. Была уже, это – вторая. Дети играют. А я не любитель игр.

- Что скажете по уровню хоккея в Экстралиге братского нам государства?

- Нельзя сказать, что слабей/сильней. Просто хоккей сам по себе отличается. В Беларуси, во-первых, команд в 2 раза меньше. Играют в основном в атакующий хоккей, без всяких «автобусов». Хоккей там «туда-сюда». Стиль игры от ВХЛ отличается. Но мне интересно было играть и там, и здесь. Мне везде интересно играть. Потому что я люблю хоккей!

- Есть минское «Динамо», а есть все остальные клубы Беларуси. Что с популярностью местного чемпионата среди населения?

- Интерес к турниру есть, и он растёт. В Беларуси статус местного чемпионата стараются поднимать, раскручивать всё больше. Мне кажется, что там с каждым годом в этом плане становится всё лучше и лучше. Почти к любой команде приезжаешь – а там уже почти аншлаг. Не помню, чтобы в последнее время в Беларуси я где-то видел полупустые трибуны.

- Вы сказали «раскручивать» - в каком плане? Медиа?

- Да. В 2022 году я перешёл в минское «Динамо», потом играл в местном чемпионате. Итого – в 3 сезонах там был задействован. И я видел, как этот уровень рос.

- Помимо этих трёх зарубежных сезонов, в вашей карьере есть и ещё один сезон, проведённый за границей. Не в Беларуси, а в США. В сезоне 2019/20 вы играли в Лиге Восточного побережья – ECHL, которая считается третьей по рейтингу в Северной Америке после НХЛ и АХЛ.

- Это был самый отвратительный сезон в моей карьере. Ужасно.

- В плане?

- В плане игры, быта – всего. Отношение там такое. Люди, кто на односторонних контрактах, получали небольшие деньги. Были и перелёты, но в основном на матчи ездили на автобусе. Одним словом – лига так себе.

- В Беларуси в финансовом плане как вам было?

- Всё хорошо. По условиям, в принципе, как и в ВХЛ. В Экстралиге нормально платят.

- За тот сезон, что вы отыграли в «Орландо», из позитивных моментов что больше всего запомнилось?

- Из позитива, наверное, ничего. От слова совсем.

- Тогда может что-то хорошее из тренинг-кэмпа «Тампы»?

- Там был стандартный лагерь, тренировки. Ничего такого. Приехали все проспекты. По сезону в «Тампе» я уже не был. А так, в лагере были в том числе все основные хоккеисты клуба. Когда был первый лагерь после драфта – их никого не было, а перед сезоном – уже были все из основы, просто катались в смешанных группах. 

 АМЕРИКА

- Вы с кем-то на льду были из них? С Никитой Кучеровым?

- Да-да, там турнир 3 на 3 был – все играли, так что со всеми пересекались на льду.

- В лагере «Тампы» всё было солидней, чем в ECHL?

- Это был космос! Там просто другой мир, который ни с чем не сравнить. Что-то другое. Там приходишь в раздевалку – и есть буквально всё. Чего не коснись – всё есть на выбор. Там как половина дворца нашего – это только помещение под экипировку было.

- Вы там во время тренировки буллит забили в стиле Кучерова, без броска. Как местные отреагировали, когда увидели такое исполнение?

- Да ничего обычного. Похлопали, выложили в интернет – всё.

- После того сезона можно было остаться в Северной Америке? Скажем, поиграть в АХЛ?

- Нет, мы и сезон закончили раньше – коронавирус начался. Сезон не доиграли. Все русские из команды уехали в Россию. И потом варианта вернуться особо не было. Но на самом деле меня это не расстраивает сейчас. Плохой опыт – это тоже опыт. Ничего страшного. Лучше съездить и посмотреть, чем не поехать и потом жалеть. Так что не жалею ни о чём.

- В «Орландо» вы же вместе с Заком Фукале играли, который в минувшем сезоне КХЛ вместе с «Трактором» дошёл до финала Кубка Гагарина, а сейчас в составе Минска.

- Да, он суперпозитивный парень. Пошутить – это его. Русские слова схватывал как полиглот.

- Получается, когда Фукале приехал в КХЛ, то какие-то важные русские слова для общения уже знал?

- Нас в команде человек 5 русских было, думаю, может, что-то запомнил.

- В следующем сезоне, после США, вы играли в системе «Автомобилиста». И провели 2 матча в КХЛ. В то время за команду выступал Павел Дацюк.

- Да, Павел принимал участие в этих играх, и в тренировочном процессе команды вместе с ним я поучаствовал. Феноменальный человек! На велосипеде по часу сидел, готовился, зал, общая на льду, и потом ещё оставался – настоящий пример.

- В Екатеринбурге главным тренером был Бил Питерс, до этого возглавлявший «Калгари», работавший со сборной Канады; в Минске вы играли у канадца Крейга Вудкрофта. В чём их взгляд на хоккей прям отличался от нашего?

- Да сейчас уже все тренеры, что североамериканские, что наши, требуют, чтобы выполнялись все «мелочи» - клюшки встык – и другие вещи. Ничего нового уже североамериканские специалисты не привнесут в наш хоккей. В принципе все всё смотрят сейчас и видят. У иностранных тренеров даже хоккей был в некоторой степени попроще: через борт закинуть, давление – ничего нового.

- Когда вы играли в МХЛ, то говорили, что один из ваших недостатков – это вспыльчивость на льду. Победили?

- Да, бывает в меньшей мере. Это раньше по молодости было, а сейчас нормально, успокоился.

- Когда «Металлург» представлял хоккеистов перед сезоном, про вас сказали, что вы учились в кадетском корпусе. Что за история?

- Учился в кадетском корпусе года 3-4. Это как обычная школа, только день начинается с построения, занимались на плацу, автоматы разбирали/собирали. Таганский кадетский корпус 1785. Сейчас его уже нет.

- Что должно произойти, чтобы оказаться в кадетском корпусе?

- Да с одной школой что-то не получилось, с другой, и отец туда отправил. А кадетский корпус был на районе в Москве, где я жил. Это было удобно. И интересно. С хоккеем получалось нормально совмещать. Когда надо меня отпускали пораньше, а все сидели часов до 19-20. Но когда тренировок не было, то тоже вместе со всеми сидел в корпусе допоздна.

- Как дальше складывалась история с образованием?

- Нормально. Потом перешёл в обычную школу, доучился, сдал экзамены. Поступил. Получил высшее образование. Сейчас учусь в магистратуре, «спортивный менеджмент».

- В будущем будете генеральным менеджером?

- Посмотрим.

Редакция Sport42
15.09.2025

Читайте далее

Комментарии: 0

Правила