Проблемы с финансированием и молодёжь, лучшее звено лиги и распродажа, а также Емелин, изменивший своим принципам.
ПРОХУДИВШИЕСЯ КАРМАНЫ
Заниматься хоккеем в Новокузнецке – словно ходить по весеннему льду. Неосторожный шаг — и ты уже под водой, причём без шансов выбраться наружу. Самое малое, чем можно отделаться, – обморожение, которое способно отбить всякое желание впредь ходить по замороженному водоёму. Леонид Вайсфельд со своими единомышленниками занимались этим не самым благодарным делом два сезона. В первый год правления Вайсфельда в Новокузнецке ещё пересчитывали деньги в карманах, тогда как на второй год на этом месте обнаружилась дыра.
Явным признаком того, что бюджет "Кузни” заметно прохудился, стал отъезд Теему Лассилы в Астану. Основной вратарь "Металлурга” действительно пошёл на серьёзное увеличение в зарплате, а у небогатого сибирского клуба не было ни возможности, ни желания вступать в гонку вооружений с "Барысом”. Казалось бы, рядовая ситуация, но на место финского сборника пришёл бэкап из соседнего Новосибирска Юрий Ключников, доверия своей игрой не внушавший.
Уже с наступлением сезона вокруг новокузнецкого клуба витала фамилия малоизвестного вратаря из фарм-клуба "Сан-Хосе”. Привлекал не его послужной список, а, скорее, "сексуальная” фамилия. После долгих анонсов Тайсон Секссмит всё же добрался до Кемеровской области, но, проведя четыре матча в КХЛ, больше за "сталеваров” не сыграл. Банально не вернулся в расположение команды после паузы на Кубок Карьяла. Причём версии этого демарша звучали самые разные: начиная с того, что канадец пришёл в ужас от реалий промышленного города, до того, что Секссмитом оказались недовольны и решили отказаться от его услуг.
Вратарский вопрос сам по себе можно принять за причину неудачного сезона, но он, скорее, является симптомом. Именно неспособность подписать классного вратаря, который закрыл бы эту позицию раз и навсегда, выдавала в "Металлурге” финансовую недееспособность. Куда безболезненнее для команды прошло расставание со вчерашними лидерами, среди которых Брылин, Медведев, Головин, Кузьмин и капитан Косоуров. Примечательно, что никто из этой компании на новом месте толком не заиграл, а кто-то и вовсе сменил несколько клубов за сезон.
ЕМЕЛИН И ПРИНЦИПЫ
Несмотря на проблемы с финансированием, которые успели стать визитной карточкой хоккейного Новокузнецка, "Металлург” стартовал резво и без пробуксовки. Вплоть до середины ноября один из записных аутсайдеров безжалостно разбивал в щепки прогнозы специалистов, прочно закрепившись в кубковой восьмёрке. Несмотря на то что на старте сезона на вершине Восточной конференции успели побывать "Нефтехимик” и "Сибирь”, промежуточный успех "Кузни” смотрелся не менее впечатляюще.
Удивляло даже не то, что с игроками уровня Куклева или Выглазова "Металлург” от матча к матчу обеспечивал результат. Дело в том, как он это делал! Тандем Вайсфельд – Емелин имеет ярко выраженные тольяттинские корни, и в первый сезон их работы команда из Новокузнецка до боли напоминала реинкарнацию "Лады”. Невыразительный, вязкий хоккей с акцентом на оборону не особенно нуждался в креативных исполнителях. Логично было предположить, что, потеряв добрую половину прошлогоднего нападения, Анатолий Емелин продолжит гнуть свою линию и не сойдёт с рельс тольяттинского хоккея.
Анатолий Анатольевич никак не изменился. В односложности ответов на пресс-конференциях он вполне мог бы потягаться с самим Олегом Знарком. Скажем, на вопросы о финансировании или уходе того или иного игрока Емелин раз за разом выдавал заготовленный шаблон: "Все вопросы к генеральному менеджеру”. На лице наставника "Металлурга” читалась усталость: то ли от однотипных вопросов журналистов, то ли от беспросветного безденежья, которое засосало новокузнецкий клуб.
Поменялась игра команды, а значит, и принципы Емелина. Имея по рукой необстрелянную молодёжь и игроков уровня Высшей лиги, он сумел поставить "Металлургу” симпатичный хоккей. Наблюдая за тем, как "сталевары” носятся по площадке, не забывая при этом комбинировать, сторонний зритель испытывал непреодолимое желание проверить эту банду на допинг. Емелин отказался от острожного стиля и вовсю использовал быстрых вингеров, из которых ярче всего себя проявили Дмитрий Кагарлицкий и Антон Лазарев. Несмотря на то что сами игроки объясняли мутацию стиля тем, что в команде появилось много азартной молодёжи, вряд ли здесь обошлось без руки главного тренера.
УДАРНАЯ ТРОЙКА И ПОТЕРЯННЫЙ КИЦЫН
Изменившийся до неузнаваемости "Металлург” стал площадкой, на которой сумело раскрыться самое "горячее” звено во всей лиге. Канадский ветеран Рэнди Робитайл до минувшего сезона воспринимался скорее как работяга, умеющий играть на "точке”. Дмитрий Кагарлицкий оказался списан из Мытищ и несколько лет провёл в Высшей лиге. Не верили даже в Александра Бумагина, в юности считавшегося большим талантом. А они выстрелили! Ум Робитайла, скорость Кагарлицкого и проснувшийся снайперский талант Бумагина – каждый из них привносил в игру что-то своё. "Химия” у этого звена была на высоте.
Пока один престарелый канадец учил уму-разуму парочку Кагарлицкий – Бумагин, другой наставлял самого талантливого новокузнецкого защитника со времён Дмитрия Орлова. Несмотря на то что первой парой защитников были Мегалинский – Метлюк, обращал на себя внимание и союз Брента Сопела и Захара Арзамасцева. Защитники, которых разделяет разница в возрасте в полтора десятка лет, прекрасно дополняли друг друга. Возможно, именно опыт обладателя Кубка Стэнли помог Арзамасцеву выйти на новый уровень и провести первый сезон в роли одного из лидеров родной команды.
Пока другие клубы судорожно искали по углам "лимитчиков” 1991 года рождения, "Металлург” имел полное право рассмеяться им в лицо. В основе "сталеваров” с самого начала сезона играли два 18-летних форварда, которые отнюдь не являлись статистами. Добился ощутимого прогресса Антон Слепышев, уже имевший за плечами один сезон в КХЛ. Первый номер драфта-2011 из игрока четвёртого звена превратился в одного из ведущих нападающих. Слепышев обязательно оказался бы в числе лучших бомбардиров команды, не получи в конце сентября тяжёлую травму. Пропустив два месяца, он рисковал остаться без молодёжного чемпионата мира, но всё-таки успел набрать форму и в Уфу отправился.
Компанию ему мог составить другой продукт драфта Дамир Жафяров. Несмотря на то что этот парень так же, как и Слепышев, родился в 1994 году, закрепиться в КХЛ ему было сложнее. Причина тому банальна – габариты. Маленький, но юркий и техничный крайний нападающий набрал в дебютном сезоне 11 (5+6) очков, однако после поездки на Subway Super Series заметно сдал, не попав на чемпионат мира.
На фоне прогресса Слепышева и Жафярова, Арзамасцева и Лазарева, осталось практически незамеченным событие, которое в каком-то роде является эпохальным для новокузнецкого хоккея. Сергей Бобровский, Дмитрий Орлов… Следующим в этом списке должен быть Максим Кицын. В своё время он дебютировал во взрослом хоккее ярче Владимира Тарасенко, а соревнуясь по детям, не единожды оставлял новосибирца за спиной.
Вот только свой сумасшедший потенциал Кицын так и не реализовал, а первым терпение лопнуло у Леонида Вайсфельда. Генеральный менеджер "Кузни” незаметно, даже как-то буднично, отдал одного из самых талантливых новокузнецких воспитанников в Нижний Новгород. Впрочем, если посмотреть на то, где большую часть сезона провёл чемпион мира среди молодёжи, это решение покажется логичным. Кицын оказался не нужен даже команде, которая остро нуждалась в "лимитчике” и готова была сделать на него ставку.
ОПТОМ И В РОЗНИЦУ
Через пару месяцев стало понятно, что продажей одного Кицына не обойтись. Леонид Вайсфельд большую часть сезона повторял как мантру, что хоккей в Новокузнецке никому не нужен: ни области, ни бизнесу, ни "Евразу”, который по-прежнему является главным спонсором клуба. В общем, стелил солому, потому что падать предстояло больно. Можно по-разному относиться к Леониду Владленовичу, и, скажем прямо, после двух лет его правления в Новокузнецке о нём остались самые разные воспоминания. Скажем, есть мнение, что приглашение легионеров уровня Криса Саймона или завышенная зарплата Сергея Брылина – это критические ошибки генерального менеджера. Поговаривают даже о том, что кризис "Кузни” во многом связан с перерасходом средств, повинен в котором, как нетрудно догадаться, всё тот же Вайсфельд.
Однако вряд ли кто-то осмелится сказать, что Леонид Вайсфельд – воплощение зла и именно он является причиной всех бед новокузнецкого хоккея. Несмотря на то что болельщики "Металлурга” собрали около 200 тысяч рублей, чтобы спасти команду, распродажа была неизбежна. По нашей информации, чтобы покрыть долги, "Металлургу” необходимо было добыть около 90 миллионов рублей. Большую часть этой суммы Вайсфельду удалось выручить за Слепышева, который после чемпионата мира в Уфе переехал в столицу Башкирии на постоянное место жительства.
"Салават Юлаев” пополнился не только Слепышевым, но и Брентом Сопелом. Вместе "сталевары”, облачившиеся в зелёную форму, навели шороху: молодой форвард успел забросить четыре шайбы, а канадский защитник неожиданно стал лидером уфимской обороны. Забивая победные голы в плей-офф, Сопел заставил задуматься над тем, что мы недооценивали этого парня, воспринимая его исключительно как домоседа.
"Металлург” покинул Александр Лазушин, который в минувшем сезоне являлся первым вратарём команды, но под конец чемпионата "наелся” хоккеем и стал допускать ошибки. Зачем Лазушин понадобился "Динамо”, в составе которого он изредка появлялся даже в заявке, непонятно по сей день. Не принёс пользу своей новой команде и Филипп Метлюк, который провёл за магнитогорских "однофамильцев" всего девять матчей. Напарника Метлюка по первой паре обороны Дмитрия Мегалинского от перехода в другой клуб спасла травма, из-за которой он выбыл до конца сезона.
Однако главной потерей для "Кузни” стал отъезд первого звена в полном составе. "Донбасс” сработал на опережение и забрал готовую связку Кагарлицкий – Робитайл, которая будто не заметила смену партнёра (Бумагина заменил Лукаш Кашпар) и продолжила штамповать голы на новом месте. А вот Бумагин в "Авангарде” не прижился, что в очередной раз даёт понять, что успех "Металлурга” во многом тренерский. Не помогло раскрыться Бумагину даже доверие Петри Матикайнена, который на первых порах ставил его в первое звено. Как только настал критический момент – новичок безжалостно был отправлен в запас.
НАДЕЖДА ИДИ ОБУЗА?
Доигрывая сезон без своей первой пятёрки, основного вратаря и ещё нескольких ключевых игроков, "Металлург” дал дорогу совсем ещё не обкатанной молодёжи. В КХЛ успели дебютировать такие ребята, как Марк Скутар и Константин Шабунов, но ярче всех блеснул 17-летний вратарь Илья Сорокин, который чуть ли не в одиночку выиграл матч с "Локомотивом”. Вспоминая, что из школы "Металлурга” вышли такие вратари, как Бобровский, Костенко и Налимов, всё крепче убеждаешься во мнении, что Новокузнецк становится кузницей вратарских кадров. До того, чтобы претендовать на "Везину”, добрался пока только один, но за сборные своих возрастов успел поиграть каждый из этой компании.
Как и для большинства команд, Кубок надежды для "Кузни” стал не стимулом, а обузой. И если "Торпедо” или "Донбассу” с их амбициями было сложно найти мотивацию на этот турнир, то Новокузнецк столкнулся с кадровой проблемой. Анатолию Емелину было банально некем играть, а последние соки из "Металлурга” высасывали фарм-клуб и молодёжная команда. В то время, когда главная команда должна была проводить матчи, не имеющие никакого турнирного значения, "Кузнецкие Медведи” готовились к битве с "Омскими Ястребами” в первом раунде Кубка Харламова.
На серию с "Амуром” сибиряки выходили со вчерашними юниорами в составе и откровенными " временщиками” вроде Владимира Бессонова. Неудивительно, что в этом экспериментальном составе "Металлург” долго не продержался. Напоследок Анатолий Емелин и его команда взяли у "Амура” один матч на своей площадке, но на большее у "Кузни” не было ни сил, ни желания. Такой сезон лучше поскорее закончить и забыть.
Несмотря на то что и по окончании сезона Емелин тренировал команду, на пару с Вайсфельдом они успели побывать на приёме у губернатора Свердловской области. Какова была цель визита, пояснять не стоит. Эта парочка для новокузнецкого хоккея – перевёрнутая страница. Отныне прогуливаться по новокузнецкому льду и прислушиваться к каждому треску предстоит совсем другим людям. И почему-то есть подозрение, что судьба "Кузни” зависит далеко не от тренерского союза Китов – Пархоменко.