Живая легенда новокузнецкого хоккея Олег Короленко, в активе которого более 250 заброшенных шайб и 400 матчей за «Металлург», а также 12 сезонов в роли капитана «сталеваров», рассказал о своей карьере, бомбардирских подвигах, вспомнил противостояние с сильнейшими советскими игроками и раскрыл секрет долголетия.
- Олег Иванович, как состоялось ваше знакомство с хоккеем?
- Мне повезло, я жил практически у стадиона. Там и вырос до спортсмена.
- Сколько вам было лет, когда начали заниматься этим видом спорта?
- Я уже не вспомню точно. Как только встал на коньки, так и начал заниматься.
- Новокузнецкий «Металлург» начал выступление в чемпионатах страны в 1949 году. Как вы оказались в команде?
- Мы раньше играли в русский хоккей, шайб у нас тогда не было. По хоккею с мячом было первенство города, участвовали команды «Металлург», «Шахтёр». СМИ ещё была хорошая команда. Нас с Мишей Григорьевым, моим партнёром по тройке, позвали в кемеровскую команду по хоккею с мячом. В то время решили так: в Кемерове — русский хоккей, в Новокузнецке — хоккей с шайбой. Так и делал первые шаги. Первые профессиональные коньки с клюшкой в город привёз Анатолий Дмитриевич Левитан. В юношеской команде был парень года на два старше нас, его периодически вызывали в первую команду, и у него были новые коньки. Когда он тренировался с нами, мы не поспевали за ним, ведь у нас были «дутыши», «снежинка». Всем хотелось новые, конечно. Я тогда уговорил маму, и она привезла мне хорошие коньки из Москвы. В Новокузнецке в то время такие не продавали.
- Расскажите о сезоне 1960/61, когда вы стали лучшим снайпером чемпионата, забросив 23 шайбы?
- Тогда команда строилась из игроков, прошедших юношескую школу. Мы неоднократно выигрывали зону «Сибирь». В Москве на финале первенстве Союза становились четвёртыми.
- Как удавалось тогда не затеряться на фоне таких мастеров, как братья Майоровы из «Спартака», Фирсов из «ЦСКА»?
- Мы очень старались, азарт был. Не хотелось ударить в грязь лицом. Престижно было играть против москвичей. У нас было катание хорошее, ведь с ранних лет мы жили на льду. Сибирский хоккей всегда отличался от всех именно катанием. Это всё благодаря хоккею с мячом. Там было сто метров поле, а здесь - шестьдесят да ещё и с зонами.
- Признайтесь, вашу тройку и вас лично ведь неоднократно приглашали в другие команды?
- Было такое. За меня город очень сильно болел, не отпускали. Когда мне было 23, чтобы не идти в армию, сделали документы, что я отец твоих детей. В 1963 году в Воскресенск звал Эпштейн Николай Семёнович. Говорил: «Дам тебе трёхкомнатную квартиру, у меня в команде только игрок сборной Никитин такую имеет». Я ответил ему, что надо с семьей посоветоваться. Родные были готовы к переезду. А я не мог. Хотел с ребятами, с которыми мы начинали вместе, получить звание мастеров спорта. В то время была такая система — за каждую победу начислялись баллы. Набрав определённое количество, можно было получить мастера.
- Расскажите об истории, когда в матче со «Спартаком» Юрий Заруцкий выбил коронку Евгению Майорову. Существо множество версий.
- В то время в Новокузнецке играли на открытой коробке. Снег валил. И в одном из столкновений у Евгения Майорова вылетела не коронка, а целый зубной мост. Матч остановили, и всё, кто был на льду, начали его искать. Разгребали снег клюшками, лопатами.
- Нашли?
- Нашли, слава богу.
- Как было с посещаемостью в то время?
- Трибуны всегда были полные, битком. Не знаю, может, на нас ходили, может, на москвичей (улыбается). Половина зрителей была за коробкой. Пацаны сидели даже на ближайших деревьях.
- Что было после завершения карьеры? Пришлось уходить в другую сферу?
- Я закончил в 1970-ом году. У меня был хороший знакомый ещё со времен хоккея с мячом — Митрофанов Владимир Борисович. Я рос без отца, и он взял надо мной шефство. Когда я завершил карьеру, он работал на КМК в обжимном цехе начальником колодцев, предложил мне работать там. Устроил мне экскурсию по заводу. Когда я увидел на блюминге контроллеры, линейку, прокатные валки, сказал, что буду работать, хотя там и сложнее было, чем в обжимном. Так и проработал 25 лет.
- Параллельно вы занимались детской командой?
- У меня два сына росли. Занимался с ребятами на коробке, которая на Кирова, 25 была. Выступали на городских соревнованиях, со старшим возрастом выигрывали «Золотую шайбу», а с младшим становились серебряными призёрами.
- Вы же были тренером и в главной команде города?
- Был. Получалось, вроде бы, неплохо. Но по семейным обстоятельствам пришлось уйти. Нужно было заниматься воспитанием сыновей. Когда ты постоянно с командой, то редко видишь свою семью.
- После завершения карьеры вас на улицах узнавали?
- Раньше почти в каждом дворе были хоккейные коробки. Мальчишки играли, рядом много зрителей. Когда возвращался домой, машинально подходил, смотрел. Люди, конечно же, узнавали, приветствовали.
- Сейчас хоккей совершенно иной, чем в ваше время. Другая экипировка, другие скорости. Можно всё-таки провести какие-то параллели?
- Раньше была более комбинационная игра, красивые розыгрыши. В современном хоккее делают убор на силовую борьбу. Грязнее стала игра.
- На коньки сейчас встаёте?
- Нет, что вы. На 50-летие новокузнецкого хоккея я вышел на лёд с сыном и внуком, так потом неделю встать не мог, суставы болели.
- Чем в свободное время занимаетесь?
- Провожу его на даче. Там всегда работа есть.
- Олег Иванович, вы выглядите прекрасно. Поделитесь секретом долголетия.
- Нужно вести активный образ жизни. Тогда всё будет нормально.
(с) Спортивный Портал Новокузнецка