Ещё несколько лет назад кузбасская спортсменка занималась легкой атлетикой, а сейчас готовится представлять страну в соревнованиях по бобслею на Играх в Сочи. Как же так вышло – рассказала сама Надежда Сергеева.
– Надежда, начнём наш разговор с лёгкой атлетики. Почему мастер спорта международного класса по легкоатлетическому многоборью вдруг решила перейти в бобслей, расскажи, как и почему это произошло?
– Всё это вышло очень неожиданно для меня. О чём я никогда не могла подумать, так это о том, что могу уйти с легкой атлетики не «на пенсию», а в другой вид спорта, тем более в зимний! Летом 2009 года я выполнила норматив мастера спорта международного класса по легкой атлетике, потом была передышка после сезона, и я начала готовиться к зиме. Вроде, всё шло неплохо, но на чемпионате России в предпоследнем виде я получила повреждение. Зимний сезон закончился травмой; мало того, весной все не прекратилось. Поэтому к летнему сезону в хорошей форме подойти не удалось. И уже в конце летнего сезона в Сочи, где у нас проходил Кубок России по многоборью, после первого дня соревнований ко мне подошёл мой тренер с каким-то незнакомым мужчиной, представил его как старшего тренера по бобслею и говорит: «Мне поступило такое предложение, я не могу тебе о нем не сказать. Тебе предлагают попробовать такой вид спорта, как бобслей». Мы договорились со старшим тренером, что после соревнований я попробую приехать к ним на тренировку, посмотреть, потолкать специальный тренажер (подобие боба на колесиках), а там будет видно. Я весь вечер продумала об этом, первым делом вспомнила случай со Скворцовой, позвонила маме, она тоже запереживала. А потом решила: почему бы и нет. Кстати, на Кубке России по многоборью я стала второй, а уже на следующий день приехала на тренировку к бобслеистам.
На самом деле просто так сложились обстоятельства: личные, спортивные, эмоциональные. Если бы мне поступило это предложение год назад, я бы однозначно сказала нет. А тут попробовала, потом меня позвали на две недели на сборы в Латвию: там уже попробовать прокатиться и понять, что такое настоящий бобслей! Я решила, что ничего от этого не потеряю, не понравится – вернусь в лёгкую атлетику и начну готовиться к зимнему сезону. Но получилось так, что я не вернулась, и практически с летними вещами из Сочи сразу оказалась в зимнем виде спорта – бобслее. Сначала поехала на Кубки Европы, а потом и мира.
– Сменить один вид спорта на другой – определенный риск, какие были мысли у тебя на первых бобслейных тренировках и соревнованиях, ведь с первых стартов ты довольно громко заявила о себе?
– Страха у меня не было, на всё это я согласилась с такой легкостью, просто чувствовала, что мне нужно развеяться, отойти от легкой атлетики, побывать в другой компании, в другой атмосфере. Просто бобслей появился в моей жизни именно в такой эмоциональный период! После двухнедельных сборов в Латвии я поняла, в первую очередь, что страха к этому виду спорта у меня нет! Потом я поняла, что попала совсем в другой мир! Все новое и интересное вокруг. Поэтому я подумала и решила, что могу поехать с ними в зимний сезон, посмотреть подробнее, как это.
Первый год прошёл, конечно, с кучей положительных эмоций, новые места, взрослый вид спорта, всё как-то более самостоятельное, сами переезжаем по всей Европе на машинах с Кубка на Кубок, что мне очень нравилось, и никакого давления первый год. Конечно, тренировки никуда не пропали, только помимо них появилось еще куча всего. Но что было особенно непривычно – так это столько времени проводить в гараже и таскать бобы.
Что касается результатов в мой первый год – это всё благодаря легкой атлетике, меня поэтому и позвали в бобслей, потому что искали того, кто сможет бежать и разгонять. Просто не каждый пойдет и многие, попробовав, отказывались.
– В каком ритме проходит этот олимпийский сезон и какие цели ставишь перед собой ты и тренеры?
– Сейчас график такой: трасса, гараж, тренировка, гостиница – но Олимпиада того стоит.
Да и ситуация у меня с начала сезона сложилась такая, про которую говорят: «за двумя зайцами погонишься...». Дело в том, что наши старшие тренеры очень хотели, чтобы я вернулась к пилотированию. На что я им отвечала, что хочу отбираться на Олимпиаду в Сочи, а попасть туда в качестве пилота шансов нет. Ведь для этого нужно время, нужен опыт, рейтинг, в конце концов. На что мне ответили, что если я не начну сейчас, то теряю год опыта для будущего, то есть для Олимпиады в Корее и что у меня есть шансы отбираться на эту Олимпиаду в качестве пилота. А если не пойдет, то во второй половине сезона дадут мне шанс отбираться как разгоняющей.
Я ездила отдельно от команды Кубка мира, сперва по Кубкам Америки, потом по Кубкам Европы. Каждую неделю или две новая для меня трасса, её надо выучить, проехать без ошибок, а это своеобразный стресс, но со мной был хороший тренер. При всём при этом давления не было, всё было в спокойной обстановке. И я очень рада, что так всё вышло. Я смогла спокойно тренироваться и кататься, в то время как разгоняющие на Кубках мира постоянно соревновались между собой, кто будет выступать, кто лучше, а когда это идет на протяжении всего сезона – это очень тяжело.
– Ты уроженка города Кемерово, но, судя по информации в Интернете, обучаешься в ШВСМ «Ворьбёвы горы» и выступаешь ещё и за Москву. Расскажи о своей географической принадлежности.
– У меня есть договор о параллельном зачете между Кемерово и Москвой! Выступаю я за два этих региона, но постоянно во всех документах про Кемерово забывают. Не знаю, по какой причине, может, в Российской федерации бобслея много дел и не до этого, либо они считают это не важным пунктом. Но я уже из-за этого пострадала сама, поэтому попросила исправить информацию на сайте Федерации бобслея России, и там теперь стоит два города.
– Как часто бываешь в Кемерове и как проводишь время в родном городе?
– Сейчас в Кемерове бываю очень редко, к сожалению. И, в принципе, если и приезжаю, то очень ненадолго, иногда и на пару дней. И даже когда дома, я в любом случае тренируюсь, ну а всё свободное время, конечно же, посвящаю семье и друзьям.
– Ты выступаешь в двойках, расскажи о роли пилота, в чём она заключается?
– Роль пилота – она ответственная и престижная. Ты не только бежишь и разгоняешь, ты ещё и управляешь санями. И от прохождения трассы, и от разгона зависит финишное время. Но зато как звучит: «экипаж Сергеевой»! Ведь имя экипажу всегда дается по фамилии пилота, но это, конечно, просто приятные мелочи, разгоняющих объявляют тоже.
Это реально интереснее, ты не просто разогнал, сел и ничего не видишь, а ты управляешь, все в твоих руках (а я, наверное, ещё в легкой атлетике привыкла ни от кого не зависеть) и ты чувствуешь скорость. Хотя в моменты, когда что-то не получается, переживаешь в два раза сильней: и за себя, и за разгоняющего.
– С чем можно сравнить спуск по трассе, и какие ощущения ты испытываешь, когда несешься к очередному финишу, ведь, если я правильно понимаю, скорости во время прохождения дистанции немалые?
– Я даже не знаю, с чем сравнить. Это непередаваемые ощущения. До того, как я села пилотом, мне пытались их объяснить по-разному. Но только когда села, я поняла. Думала, что всё просто: я сяду и начну управлять, как на машине. Но нет! Во-первых, из-за узкого пространства в желобе трассы и того, что у тебя нет лобового стекла, скорость ты ощущаешь не так, как в машине. И 130 в бобе – это даже не 230 на машине. Да и обзор видимости на машине у тебя больше, а тут ограничен одним виражом, что соответственно требует быстрой реакции на ситуацию (ведь тормоза нет и перед виражом не притормозишь, как на дороге). Приходится заучивать все движения по трассе, где и что нужно сделать. Заучивается до автоматизма, а иначе просто не успеешь среагировать. Но когда всё получается, ощущения приятные.
– У тебя спортивная семья, твоя младшая сестра Анастасия в 12 лет стала мастером спорта по плаванию, в одном интервью она рассказала, что ты для неё пример. А кто твой пример в спорте и в жизни?
– У меня примеров в жизни было много: и друзья, и знакомые. Были и олимпийские чемпионы, с которыми лично знакома, и о которых просто читала. Я люблю читать биографии людей, которые чего-то достигли в жизни. Но сейчас конкретно выделить кого-то не смогу. Старшей сестры у меня нет, да и родители не занимались профессиональным спортом, хотя по жизни, конечно же, они пример для меня.
– Кроме спорта, у тебя есть время и на личную жизнь, как совместить два эти очень важных аспекта жизни? И если бы встал выбор: спорт или любовь – чему бы ты отдала предпочтение?
– Удается совместить только за счет того, что мой молодой человек сам занимался бобслеем и с пониманием относится ко всем сборам и прочему, плюс общие интересы. Только вот разные города, конечно, делают мое посещение Кемерова ещё более редким. И, в принципе, я считаю, выбор между спортом и любовью стоять не должен. Если твоя вторая половинка не понимает и не принимает то, чем ты занимаешься, то, наверное, это не любовь.
А вот выбор между спортом и семьей – это уже другое. Семью уже хочется, конечно, и дом свой, а то вечные гостиницы и сборы. Но пока решила это отложить, надеюсь, до Олимпиады в Корее. Для меня семья – это конец спорту, потому что мама, которая постоянно живет на сборах, это как-то не очень правильно. А пока надо ещё дом построить.
– Как ты встретила такой важный в жизни спортсменов-олимпийцев 2014 год и какое желание ты загадала под бой курантов?
– У нас не угадаешь, где тебя застанут праздники, вот и Новый год у половины команды прошел в Германии на Кубке мира, а другой половине повезло больше: они были дома.
Я оказалась в числе счастливчиков, только в этом году была в Воронеже, откуда родом мой молодой человек. Ну, а желание под бой курантов в олимпийский год… думаю, не сложно догадаться.
(с) Сибдепо