Спортивное интернет-телевидение Новокузнецка
При поддержке благотвортельного фонда «Юмас» им. Ю. М. Асаилова
Разработка и дизайн

Илья Штеблов: «У хоккейного «Металлурга» есть большой потенциал для того, чтобы увеличить посещаемость»

Для полноценного и гармоничного развития спорта необходимы не только спортивные сооружения, тренеры и непосредственно спортсмены, но и менеджеры. Вопрос подготовки грамотных управленцев для спортивной индустрии стал особенно актуальным для нашей страны. Для реализации этих целей в Сочи был учрежден Российский Международный Олимпийский университет – единственный в мире Олимпийский Университет, главная задача которого – подготовка эффективных управленцев для индустрии спорта и олимпийского движения. Один из студентов – кузбассовец Илья Штеблов, который рассказал информационному агентству «Город Nовостей» о современных тенденциях в управлении спортом, учебе в РМОУ и сегодняшнем положении вещей в спортивной жизни Кузбасса.

- Илья, расскажи, что такое РМОУ и что за обучение там ведется?
- РМОУ – часть Олимпийского наследия игр в Сочи и единственный в мире университет, в символике которого присутствуют олимпийские кольца, потому что учрежден он совместно с Международным Олимпийским Комитетом. Здесь ведется обучение по программе MasterofSportAdministration – аналог МВА, но только адаптированный для индустрии спорта. Спортивная индустрия обладает множеством уникальных особенностей, которые делают ее уникальной с точки зрения менеджмента. Именно поэтому часто бывает так, что эффективный управленец в одной сфере может оказаться совершенно не подготовленным для работы в спорте. Как раз в одном из кузбасских клубов не так давно была такая ситуация.

- Сколько стоит обучение и как можно попасть в РМОУ?
- Обучение стоит $15 000, но я за обучение не плачу. Фонд Владимир Потанина принимает заявки, проводит конкурсный отбор, из большого числа кандидатов выбирает тех, кому выдаются гранты на обучение. Таким образом, за меня обучение оплачивает Фонд.

- Сколько человек учится на этой программе и кто эти студенты?
- Для начала нужно сказать, что программа – международная, обучение ведется на английском языке, а в качестве лекторов приезжают профессоры со всего мира, имеющие глубокий теоретический и практический опыт в спортивном менеджменте. Что касается студентов, то в этом году это 22 человек из 13 стран мира. Как правило, это люди, уже имеющие определенный опыт работы в спортивной индустрии, либо бывшие профессиональные спортсмены, которые хотят продолжать карьеру в спортивном менеджменте. В прошлом году на этой программе обучались олимпийские чемпионки Ольга Стрючкова и Отилия Енджейчак из Польши. В этом году вместе со мной учится чемпионка мира по кикбоксингу из Ирландии Кэтрин О’Грейди. Для меня это особое знакомство.
Но и помимо этого состав студентов и их профессиональный опыт внушительный: Федерация Тенниса Молдовы, Федерация Футбола Колумбии, Олимпийские Комитеты различных стран, кто-то работал в крупных международных компаниях и занимался спонсорскими отношениями со спортивными организациями, некоторые пришли из спортивной журналистики.

- Ты сказал, что программа международная и студенты приезжают со всего мира, а сколько россиян учится на программе и откуда они?
- Девять россиян учатся вместе со мной, большинство из них местные, из Сочи. Остальные из Западной части нашей страны, я единственный не только из Сибири, но и вообще из-за Урала.

- Что из себя представляет образовательная программа?
- Программа длится год, и учебный процесс достаточно плотный. Каждую неделю приезжает профессор и вся неделя либо две посвящены изучению только его предмета. В конце недели обязательно следует презентация группового проекта, направленного на решение практического кейса. Кроме того, уже после окончания курса каждый студент пишет индивидуальное задание, как правило, это либо эссе, либо небольшое исследование. То есть сессии, привычной для российских вузов здесь нет, экзамены проходят в непрекращающемся режиме. В целом, это совершенно типичный для западной системы бизнес-образования подход.
Кроме того, студенты проходят три производственных практики. Первая проходила во время организации в Сочи этапа «Формулы 1». Студенты работали в организационном комитете, у каждого были свои функции. Вторая практика завершилась буквально неделю назад. Я проходил ее в хоккейном клубе «Сочи». Провел углубленное маркетинговое исследование аудитории хоккейных матчей, также участвовал в разработке абонементной и билетной программы на следующий сезон. Третья практика состоится в апреле на международной спортивной конференции «Спорт Аккорд».
Состав преподавателей очень серьезный. Например, если ввести в любом поисковике «Маркетинг Спорта», то можно найти только одну фундаментальную книгу на эту тему, которая переведена на русский язык. Авторы – Джон Бич и Саймон Чедвик, оба преподают в РМОУ. На русском языке, к сожалению, подобной литературы в принципе не существует, хотя спрос на эти знания в российской индустрии спорта постепенно растет, люди приходят к пониманию того, что современный спорт нуждается в системном походе к управлению, происходит постепенная смена поколений в среде спортивных менеджеров.

- По окончании курса студенты пишут какую-то работу?
- Для получения степени необходимо написать и защитить диссертацию, которая пишется весь год, научный руководитель в этом процессе помогает, однако он скорее направляет усилия студента в нужное русло, все остальное ложится на плечи самого студента, ведь это полноценное научное исследование, которое, тем не менее, должно носить практический характер. Мой научный руководитель – Гай Мастерман из Великобритании, ранее работавший коммерческим директором клуба «Фулхэм», а также в качестве консультанта по маркетингу работавший с «Челси», «Лидсом» и боксером Ленноксом Льюисом. Научного руководителя выбирал изначально с учетом его прошлого опыта, потому что для меня именно маркетинг и коммерческая сторона спорта являются приоритетными.

- Ранее ты работал в ФК «Металлург-Кузбасс», как ты там оказался?
- В клубе я проработал несколько месяцев, позже на базе этого опыта защищал магистерскую диссертацию в Томском Политехническом Университете. Работал я как раз в тот период, когда клуб вышел в ФНЛ. Работал в пресс-службе, которая в тот период решала множество других, в том числе и маркетинговых задач. Несмотря на тяжелое финансовое положение, клуб смог решить основную спортивную задачу и сохранил прописку в ФНЛ, на играх собирались болельщики. Очень жаль, что все закончилась расформированием клуба.

- Как в целом ты можешь оценить ситуацию со спортом в Кузбассе?
- Без сомнения, Кузбасс – спортивный регион. Есть профессиональные команды в волейболе, хоккее с мячом, хоккее с шайбой, регби, футболе. Это важно с точки зрения социальной функции спорта. Кроме того, развиты и индивидуальные виды спорта. Жаль, что ни один из клубов не является лидером, даже кемеровский «Кузбасс» выпал из лидирующей обоймы, хотя ранее регулярно брал медали в хоккее с мячом. Но куда хуже то, что спорт все меньше интересует жителей Кузбасса, посещаемость далека от той, которая могла бы быть. Даже в хоккее с шайбой, несмотря на богатые традиции, посещаемость около 4 000.
Помимо профессионального спорта, есть еще спорт массовый, и здесь уровень вовлеченности населения не самый высокий. Хотя есть и очень позитивные примеры. Непрофессиональная Баскетбольная Лига, зародившаяся в Новокузнецке, за несколько лет достигла серьезных масштабов, выйдя на Сибирский уровень. Появилась и женская лига.

- Какие есть пути выхода из этой ситуации?
- Сейчас все ресурсы клубов пускаются на решение спортивных задач, прочие задачи остаются без внимания. У того же хоккейного «Металлурга» есть большой потенциал для того, чтобы увеличить посещаемость. В том же «Сочи», в котором большого хоккея никогда не было, за счет грамотной работы довели показатели средней посещаемости матчей до 7 500.
Как правило, посещаемость матчей принято оправдывать только спортивным результатом, но это глубочайшее заблуждение, которым часто оправдывают свою безынициативность работники клубов. То же минское «Динамо» в прошлом сезоне было одним из аутсайдеров по игре, но лидером по посещаемости.
Тот же футбол, с учетом предстоящего Чемпионата Мира, должен стать более популярен в стране. И этой ситуацией необходимо воспользоваться. В свое время я писал программу по увеличению посещаемости матчей футбольного клуба. Позже представил эту программу для конкурса, который проводил портал championat.com и бизнес-школа RMA. Работа вошла в число шести финалистов, в жюри были известные люди, в том числе известный комментатор Александр Шмурнов. Победителем я не стал, но выход в финал для меня был довольно приятной новостью.
Кстати, победительница конкурса Анастасия Чернышова сейчас возглавляет отдел по работе с болельщиками в ФК «Спартак». Я свою программу передавал руководству ФК «Металлург», готов был обсуждать возможности ее реализации. Руководство эту возможность полностью проигнорировало. К слову, то руководство не так давно клуб покинуло.

- В стране наступили непростые экономические времена, а реализация этих программ требует в том числе и больших вложений. Как выходить из этой ситуации?
- Во-первых, вложения эти не настолько большие, если сравнивать с теми затратами, которые идут на спортивную часть. Существует даже формула, согласно которой маркетинговый бюджет клубов должен составлять оклад самого высокооплачиваемого игрока команды. Да, это вложения, но нужно понимать, что эти вложения при грамотном подходе окупаются. Спортивные зрелища обладают большим потенциалом и ценностью для болельщика. Кроме того, именно кризисное время идеально подходит для того, чтобы вносить изменения в привычную систему управления. Верю, что непростые времена рано или поздно закончатся, и спортивная индустрия пройдет через процесс некого очищения.

- Спортивная инфраструктура в регионе соответствует современным требованиям?
- В областном центре со спортивной инфраструктурой, считаю, все хорошо, волейболисты играют в комфортной «Арене», на «Химике» еще не так давно проводился чемпионат мира по хоккею с мячом. Что касается Новокузнецка, то здесь все не так радужно. Все помнят, сколько жалоб было на Дворец спорта кузнецких металлургов в этом сезоне. Соседний футбольный стадион пусть и уютный, но не вполне комфортный для зрителей. Но вопросы реконструкции старых спортивных сооружений и строительства новых не могут быть решены без поддержки местных властей и крупных инвесторов.

- Напоследок, что бы ты хотел пожелать любителям спорта в Кузбассе?
- Болельщикам, в первую очередь, любить свои команды и активно их поддерживать. Руководителям и менеджерам клубов – прислушиваться к мнению болельщиков, изучать и понимать их, и не бояться экспериментировать.

(с) ИА «Город Новостей»

Редакция Sport42
17.03.2015

Читайте далее

Комментарии: 12

Правила
ветер 19.03.2015 09:41:48
0

Если бы наши сыграли как сочи..я думаю посещаемость в два раза больше бы была...это как минимум!!

Incognito 17.03.2015 10:07:37
0

В Новокузнецке народ на хоккей можно затащить только игрой команды, будет играть как например Сибирь, стадион по швам трещать будет от народа

Incognito 17.03.2015 10:07:23
0

Илья, расскажи а какие там ты маркетивнговые задачи решил в Металлурге-Кузбассе? Костюм бульдога сшил или придумал бесплатный вход на стадионе делать, когда все поняли что за деньги на игры в Кузне на футбол будет приходить не более 500 человек как сейчас? Никакова маркетинга я лично не помню. Баннеры вот по городу висели - да, но на это много ума не надо. Да и пользы от них ноль было. Ты бы вот вместо того чтобы интервью давать взял бы да и обнародовал здесь на сайте свою программу которую ты Березовскому предлагал. А мы бы все посмотрели насколько ты грамотный маркетинг придумал.

Incognito 17.03.2015 10:07:19
0

Что толку от этой писанины?Надо это,надо то,верю,должны,любить,активно поддерживать-кому это?Нам болельщикам.Статью эту надо по другим адресам-одну в администрацию города Новокузнецка и другую в администрацию области.В принудительном порядке пусть ознакомятся под роспись,прочтут.Пусть потом сделают выводы.

Молодёж 17.03.2015 09:57:40
0

хк Сочи южный клуб, а там хоккей диковинка ! Металлург нк. может показывать добротную игру, но его тормозят и нам болельщикам такие пряники не по вкусу !!!!!!

легионер 17.03.2015 08:48:14
0

ещё один беляев

Терпение 17.03.2015 08:35:07
0

Видел таких людей на хоккее)))Большинство в игре не понимают...Только ради детей и бесплатно)))Насчет скидок на билеты под конец сезона не знаю(т.к есть абонемент).Клуб Сочи не показатель. Как пример наш клуб и Амур.Есть игра,есть болельщики.Нет результата и игры, то увы...Люди устают от поражений

Stefan09 17.03.2015 08:21:11
0

Фигня это всё. Я ещё когда учился в универе, то проводил социологическое исследованию по определению причин низкой посещаемости. С большим отрывом выиграл вариант с положительными результатами команды. Да это можно спокойно увидеть по посещаемости домашних матчей в этом сезоне. После побед народу приходит чуть больше, после поражений чуть меньше. Были в этом сезоне и матчи, когда сгоняли детей, раздавали билеты бесплатно (в торцевые сектора). У меня так сходило определенное количество знакомых, работающих на ЗСМК. Но нашему руководству пофиг. Что говорить, они даже до конца сезона так и не удосужились почистить парковку вокруг дворца от снега. В гаражном кооперативе удосуживаются ведь использовать технику для очищения дорог, а у "Металлурга", видимо, нет.

Терпение 17.03.2015 08:02:42
0

Хотя могу пожелать удачи парню,в его начинаниях!!!

Терпение 17.03.2015 08:01:35
0

Велосипед давно изобрели,только наше руководство до сих пор не научилось крутить педали,а рулить в правильном направлении тем более!!!

Терпение 17.03.2015 08:00:05
0

Если не изменяет память,один товарищ недавно пытался что-то сделать подобное!!!Как итог-ни товарища,ни результата!!!Говорят все красиво,но за последние 15 лет толком ничего не изменилось и это факт!!!

Incognito 17.03.2015 07:48:22
0

Будет игра и результат - будут болельщики. Только умственно-отсталый может думать по-другому.