Интервью с главным тренером команды «Металлург».
Интервью было опубликовано в «Хоккейном Новокузнецке» от 8 ноября 2016 года.
***
— Сергей Павлович, «Металлург» возобновляет выступление в чемпионате КХЛ после ноябрьской паузы занимая последнее место в общей таблице...
— Как тренер, я, конечно, недоволен тем местом, которое команда «Металлург» занимает на сегодняшний день. Но, чтобы быть выше, нужно больше набранных очков, а у нас их маловато. Так что на данном этапе место, занимаемое в чемпионате — закономерно, но в то же время ситуацию эту можно и нужно исправить. Стремимся к повышению игровой дисциплины, эффективности действий в неравных составах, повышению тактической грамотности — все это, вместе с ростом мастерства хоккеистов через работу, должно и обязано привести к улучшению результата.
— Вы возглавили «Металлург» в конце сентября. Но уже после ухода из команды ее прежнего наставника Николая Соловьева говорилось о том, что система игры начала меняться. Насколько хоккеисты привыкли к новой тактике?
— У каждого тренера свое видение игры, свой подход к комплектованию команды, от этого у каждого тренера и исходит тактика команды. Что касается сегодняшнего, нашего новокузнецкого «Металлурга», то сейчас мы не «сидим» глубоко в обороне, не стараемся все время играть от защиты — стараемся навязать давление впереди, то есть сыграть более активно двумя нападающими, организованно вернуться в оборону, внедряем другие тактические элементы современного хоккея. Насколько нам это удается? По результату пока не очень, но, видно, что у нас с командой получается, как минимум, создавать проблемы в играх с нами даже для топ-команд. Да, многим ребятам, особенно молодежи, пока непривычно играть в такой весьма нестандартный хоккей, однако парни стараются, прислушиваются, и растут от игры к игре. Мы и дальше тактически будем действовать в том же ключе и спрашивать с игроков за то задание, которое дается непосредственно на каждый матч, стараться донести и объяснить наши идеи.
— В вашем идеальном варианте как тактически должна действовать команда?
— Она элементарно должна больше забивать голов, чем пропускать. Команда должна организованно проходить среднюю зону и не давать это делать сопернику, организованно возвращаться в оборону и организованно уходить в атаку. Остальные нюансы — это сложное внутрикомандное дело. На льду, прежде всего, должна быть игровая дисциплина — вот с этого и нужно начинать любые разговоры о тактике.
— Как считаете, для хоккеистов смену главного тренера по ходу чемпионата можно назвать определенным «стрессом»? Ведь в начале они привыкали к требованиям одного наставника, а затем резко приходится меняться под задачи нового главного тренера.
— Тренер тренеру рознь. Есть тренеры с опытом, «корифеи» нашего хоккея. И у игроков уже есть понимание того, что в большей степени такие тренеры будут требовать от команды, в какой хоккей просить играть. Что касается меня, то ранее я работал только помощником главных тренеров. Поэтому игрокам для того, чтобы понять и привыкнуть к моим нововведениям, нужно некоторое время. Мы ежедневно готовим и проводим серьезные видеоразборы, указываем хоккеистам на ошибки, стараемся от матча к матчу совершать их все меньше. Поощряем правильные действия, показываем то, что если мы играем правильно, то и игра складывается так, как нужно нам, а не сопернику. Все очень логично и, я уверен, ребята это понимают. Указываем на то, как играют команды соперников, чем могут удивить, чем, напротив, можно воспользоваться нам, чему можно поучиться. Но, игра есть игра. Соперники в нашей лиге тоже готовятся к матчам против нас, иногда и им удается создать нестандартные ситуации, из которых мы иногда не можем выйти быстро и своевременно. Это абсолютно нормально для нашей молодой, строящейся команды. Это опыт, это повод работать над собой, это понимание того, что мы на верном пути. Поэтому работы еще очень много.
— Под вашим руководством «Металлург» провел 15 матчей, в которых одержал 3 победы. При этом из 12 поражений только 2 были с крупным счетом — с «Торпедо» в гостях (1:6) и от СКА дома (0:6). В остальных случаях разница составляет как правило не более 2 шайб. Это говорит о том, что команда близка к тому, чтобы набрать очки в основное время встречи, но чего-то не хватает. Чего именно?
— Если говорить об этих двух крупных поражениях от СКА и «Торпедо», то у команды СКА собран чемпионский состав, в котором есть хоккеисты, выступавшие на Кубке мира. Мы, что называется, «попались» на длинных сменах во втором периоде, «наелись», и на фоне усталости и сказалось преимущество армейцев в опыте и мастерстве. Примерно то же самое, в том же самом втором периоде, случилось и с «Торпедо». Только «Торпедо» — это скорее даже не мастеровитая, а прежде всего очень организованная команда. Петерис Скудра в Нижнем Новгороде работает уже не первый и не второй год. Поэтому игроки знают все требования главного тренера. Что касается аспектов игры с другими соперниками... Бывают индивидуальные ошибки — позволил, к примеру, хоккеист переиграть себя один в один, отдал пас сопернику, забил гол в свои ворота... Это плохо, конечно, но такие ошибки понятны и непрофессионалу и убирать их должен прежде всего сам игрок. Есть ошибки системные, которые не видны невооруженным глазом, но которые отлично видны нам, тренерскому штабу, тем, кто занимается видеоанализом игр — над устранением этих ошибок мы работаем и на тренировках, и на собраниях. Работаем каждый день. Игра с «Трактором» показала, к чему может привести несоблюдение игровой дисциплины — серийные удаления в первом периоде, в том числе и «двойные», привели к двум пропущенным в меньшинстве шайбам. А мы затем, несмотря на огромные усилия, свои голы, в том числе и в большинстве, забить не сумели. Так стоило ли лишать себя шансов на очки, удаляясь в самом начале?
Возможности для усиления игры у нашей команды есть. Нужно добавлять во всех ее аспектах. К примеру, раз уж мы этого коснулись, в численном неравенстве. Разрушать в меньшинстве можно научить, показать. А вот если говорить о большинстве, то, увы, у нас нет тех мастеров, которые могли бы стабильно разыгрывать голевые комбинации. Ничего страшного, значит нужно забивать в большинстве «трудовые» голы. Но пока что мы очень много владеем шайбой вокруг ворот, но не перед воротами и не доставляем туда шайбу от синей линии. А ведь именно с пятака и происходит основная часть взятий ворот соперника.
— Вы сказали, что на пути достижения положительного результата нередко встают индивидуальные ошибки. А над ними вообще как-то можно работать? Или здесь все просто зависит от класса хоккеиста?
— Это уровень мастерства. Во всем. Если хоккеисту показываешь расстановку соперника при вбрасывании и объясняешь, что при этом делать, а он на игре все равно начинает делать что-то свое и соперник создает опасный момент — это тоже отсутствие мастерства. Мастерства в анализе, понимании игры, умении выполнять тренерскую установку. Если происходит «не вывод» шайбы из нашей зоны обороны крайним нападающим, приводящий к потере шайбы и опасному моменту у соперника — это тоже отсутствие мастерства. Технического. Именно мастерством и должен обладать игрок, чтобы просто вывести шайбу из зоны. Мастерство в нашей лиге — это далеко не только умение красиво кататься и красиво бросать — на этом можно играть только среди любителей. Ну а что касается удалений — если ты удаляешься, если соперник играет быстрее, агрессивнее, хитрее, тем самым заставляя тебя фолить, значит уровень его мастерства в данной конкретной игровой ситуации оказался выше.
— А забрасывание шайб в чужие ворота можно «натренировать»?
— Однозначно можно. Нужно иметь характер и спортивную наглость. Игрок своими действиями на площадке должен ставить в затруднение оборону соперника. Особо во все времена ценились те хоккеисты, которые забивают первые голы и решающие голы. К сожалению, у нас таких игроков очень мало. Буквально два-три человека в команде. Остальные ребята, не в обиду им, играют «пойдет игра или не пойдет», как бы мы со своей стороны не заводили команду. Первые периоды вообще наша очень проблемная тема. По игре в первых периодах мы занимаем последнее место в лиге. Если мы не будем с самого начала играть агрессивно и побеждать в стартовом периоде и будем давать сопернику фору в 2-3 шайбы, потом будет очень трудно на что-то надеяться. Не сомневайтесь, мы лучше всех знаем о своих недостатках и больше всех желаем от них избавиться. И работаем над этим.
— Про вратаря в современном хоккее говорят, что его игра — это уже даже больше 50 процентов результата команды. У болельщиков «Металлурга» был большой оптимизм после новости о подписании контракта с опытнейшим Михаилом Бирюковым, двукратным чемпионом мира. Он блестяще сыграл в первом матче сезона против «Барыса». Но сейчас, глядя на статистику, его нельзя назвать первым номером команды. Бирюков имеет практически равное игровое время с Андреем Кареевым, при этом цифры у Кареева заметно лучше.
— С Михаилом в свое время мы даже играли в одной команде — в ХК МВД. И я знаю, что это человек с характером, что работает он всегда честно и добросовестно. На Бирюкова мы как рассчитывали, так и рассчитываем. Он найдет свою игру. Вратарь — это действительно большая часть командного результата. Когда комплектуется команда, первый, кого выбирают в состав — это вратарь. Будет играть вратарь — будет играть команда. Это аксиома. Михаилу действительно первый матч чемпионата удался «на ура». А вот в том, что касается последующих игр, то здесь отмечу следующее — мы ведь постоянно эти игры анализируем — по нашим воротам идет большое количество бросков, причем сейчас говорю не только о бросках в створ, а об общем количестве бросков в сторону ворот. Ведь когда шайба пусть и идет мимо, голкипер передвигается не меньше и находится в таком же напряжении, потому что при любой атаке нужно быть собранным — это прописная истина. Михаил в каждом моменте старается сыграть как можно лучше и, допускаю, что сил, прежде всего эмоциональных, ему на эти 50-60 бросков за игру может не хватать. Тем не менее, я уверен, что Михаил Бирюков свое слово еще не сказал в этом сезоне. Как получится дальше — будем смотреть. Но он, как и мы все, хочет, чтобы «Металлург» занимал совершенно другое место в таблице. Он безусловно очень переживает за результат. Я не могу Бирюкова в чем-то упрекнуть. По работе, по этике — к нему нет абсолютно никаких претензий.
Что касается Андрея Кареева — это молодой, талантливый, по-хорошему упрямый парень, который очень хочет играть. Он постоянно работает над собой. Разбирает свои действия на видео, находится в контакте с тренером вратарей Виктором Васильевичем Демченко. Действительно, на данный момент так складывается, что команда с Андреем в воротах играет увереннее. В нашей ситуации мы бьемся за результат, для нас каждый заработанный балл — шажочек вперед, вверх. Так что — никакой предвзятости, только командный результат. Кто из голкиперов будет лучше готов на день матча, того и будем ставить в состав.
— Лучшим бомбардиром «Металлурга» сейчас является Александр Комаристый. Но от него, собственно, и ждут подобного результата. А вот что касается результативности двух других форвардов — Евгения Соловьева и Кирилла Семенова, то это, в некоторой степени, стало даже открытием. Когда Семенов переходил в «Металлург» из «Авангарда» в обмен на Максима Казакова, новокузнецкие болельщики неоднозначно оценивали такой трансфер — не многие верили, что Казакова Семенов сможет заменить и будет вносить такой же вклад в игру, что вносил Максим. Соловьев сезон 2016/17 вообще начинал в фарм-клубе в ВХЛ. Но здорово выстрелил в Высшей лиге, был очень результативен, и заслужил свой шанс в КХЛ.
— Кирилл Семенов — это игрок, который может создавать моменты сам себе. В отличие от того же Максима Казакова (в этом сезоне в «Адмирале» нападающий в 18 матчах набрал 1 (0+1) очко — прим. автора). Макс в «Металлурге» был хорош на подыгрыше, во взаимодействии. Когда у тебя в звене есть два сильных партнера, ты можешь и им подыграть, или они тебя выведут на завершение атаки. Как мы помним, Казаков в нашей команде играл вместе с Райаном Стоа и Кириллом Капризовым, которые сейчас в своих клубах — «Спартаке» и «Салавате Юлаеве», являются вторыми бомбардирами. Семенов же зачастую моменты создает сам. Многие голы, которые забил Кирилл — это голы, созданные за счет его же старания и усердия. Это игрок-эмоция. Он «горит», постоянно ведет за собой команду. Кирилл всегда своими действиями хочет доказать, что он настроен только на победу. Конечно, иногда это его захлестывает и идут ошибки, как, например, в Магнитогорске, но это — единичный матч. Да, бывает, но эти ошибки не из-за лени и равнодушия, а напротив от большого желания. Значит их нужно проанализировать, «положить в копилку опыта» и работать дальше. А так, Семенов по-настоящему лидер и тот человек, который действительно отдается игре. Он хочет расти в хоккее и достигать самых высоких вершин.
Женя Соловьев пришел к нам с Высшей лиги, хотя сам является воспитанником магнитогорского «Металлурга», и я его очень хорошо знаю. За игрой этого нападающего наблюдал еще со времен его выступления в МХЛ. У Магнитки было много хороших выпускников 1991-92 годов рождения. Кто-то сразу воспользовался своим шансом, а кто-то нет. Видите, время Евгения пришло чуть позже. Соловьев — это тот человек, который не боится работать, не боится силовой борьбы, организованно идет на добивание, он знает, где шайба будет находиться на пятаке, как убежать в контратаку, как сыграть на партнера. Евгений, как и Кирилл, никогда не хочет уступать в силовой борьбе и в самоотдаче. Поэтому у них и такие показатели сейчас. На предсезонном турнире Женя не мог поймать необходимую скорость после перехода из Высшей лиги в КХЛ — тут ведь и темп тренировок, и сама игра намного быстрей. Он искал себя. Командировка в ВХЛ после работы в «Металлурге» послужила толчком и уже после 3 матчей Соловьев был возвращен в команду. Я даже не найду другого определения, но Евгений просто «выгрыз» себе место в первой тройке нападения. Желаю ему продолжать работать и расти дальше.
— Это хороший пример для тех, кто считает, что из Высшей лиги уже невозможно вернуться в КХЛ и заиграть на таком уровне.
— Такие примеры были всегда. Я уже говорил и не устану повторять, что только лишь воспитанниками одной местной школы невозможно сделать результат. Невозможно привлечь 10 человек собственных воспитанников, чтобы они все вдруг заиграли в основе. Даже в таких грандиозных хоккейных школах как тот же Ярославль в первую команду попадают 1-2 игрока, которые уже переросли МХЛ. И не больше. Остальным ребятам нужен шанс играть, расти. Для этого и создаются фарм-клубы в ВХЛ, где тоже есть хоккей и уровень — пожалуйста, вот шайба, вот ворота — покажите, что вы можете. На примере той же «Рязани», за которую выступают хоккеисты «Локомотива» — там они имеют шанс играть, показывать результат и, соответственно, претендовать на место в команде КХЛ.
— В «Металлург» на ведущие роли приглашался нападающий Михаил Анисин. В последнее время он перестал попадать в состав. Какая по нему ситуация?
— Михаил работает в команде. Как только наберет форму и заслужит место в составе, он обязательно будет играть.
— В предстоящей домашней серии ожидается дебют еще одного новичка — защитника Станислава Калашникова, начинавшего сезон в «Торпедо».
— Я работал с этим игроком в «Северстали», затем он поиграл за «Нефтехимик» и «Югру», хорошую школу прошел в «Торпедо». Мы разговаривали о Станиславе с Петерисом Скудрой и главный тренер нижегородцев высказал мнение, что этот хоккеист должен нам помочь. Но я и сам знаю, что по характеру, по игровым качествам и по самоотдаче этот игрок должен нам подойти.
— В «Металлурге» во все времена доверяли своим местным воспитанникам. Как сейчас смотрится нынешнее поколение выпускников СДЮСШОР?
— Ребята стараются и трудятся на каждой тренировке. Конечно, порой бывает им тяжело. Но вот, к примеру, нападающий Алексей Разумов у нас сыграл практически все матчи чемпионата. Мы доверяем ему. Когда тот же Иван Емец находится в хорошей форме, мы тоже его ставим в состав, доверяем, надеемся на его прогресс. Никита Лямкин набрал больше всех очков среди защитников, что тут еще скажешь? Парень играет и старается. Да, не без ошибок, но он стремится и работает над собой, мы тоже не даем ему заскучать. Также, как и Тимуру Фаткуллину. Да, он еще очень молод и нестабилен, но своей игрой он получил вызов в молодежную сборную России. Молодым ребятам, конечно, нужна стабильность, но она придет только с опытом и возрастом.
— Какие ставите дальнейшие турнирные задачи в сезоне?
— Набрать как можно больше очков в каждой новой игре. В каждой новой игре расти и быть лучше. Моя личная задача — создать единый, управляемый, профессиональный коллектив, в котором тренерские идеи нашего штаба регулярно воплощались бы в набранные очки. Задача в турнирном плане остается прежней — уйти с последнего места. Задача самая что ни на есть реальная, соответствующая нашим реальным возможностям.