Сезон 2024/2025 стал для наставника кемеровского клуба стал первым в карьере в качестве главного тренера команды Суперлиги. Сергей Троцкий возглавил команду по ходу прошлого чемпионата. До этого он несколько лет работал главным тренером «Кузбасса-2». Сергей Александрович подвел итоги сезона 2024/2025.
- «Кузбасс» по итогам сезона стал восьмым в Pari Суперлиге, как, по-вашему, команда закончила чемпионат на своем месте?
- Считаю, что место, на котором мы закончили – наше. Могли ли закончить выше? Да, могли, но с такой же вероятностью мы могли оказаться ниже. Мы стали восьмым по итогам плей-офф и это очень хороший результат. Если мы заняли это место, то мы ему соответствуем.
- После Финала Кубка Легенд вы сказали, что «Кузбасс» здесь случайно и по игре, и по результату, но ведь команда добралась до решающей стадии турнира.
- Случайно могло показаться на тот момент, когда мы играли «Финал четырех», именно по игре. Когда мы играли предварительный этап Кубка Легенд и нашими соперниками были «Локомотив», «Факел» и «Зенит-Казань» мы выиграли четыре из шести матчей: два у Новосибирска и два у Нового Уренгоя и это было не случайно.
- Продолжая тему Кубков, кемеровский клуб вышел в полуфинал Кубка России 2024 и плей-офф Кубка страны 2025, что скажете о выступлении в этих турнирах?
- Эти Кубки объединяет то, что в ключевые моменты мы играли с Красноярском, и за выход в «Финал четырех» Кубка России 2024 и в плей-офф Кубка России 2025. Эти матчи мы выиграли. Дальше мы встречались с более мастеровитым соперником - московским «Динамо».
- Противостояние с «Енисеем» в этом сезоне – это отдельная тема.
- Я думаю, основную роль в этом противостоянии сыграла командная уверенность. Если говорить про предварительный этап чемпионата страны: первую игру дома мы проиграли 1:3 и вторую на выезде в Красноярске мы тоже проиграли 2:3. Но если копнуть чуть глубже, начиная с концовки прошлого сезона, мы играли с «Енисеем» серию за 7-е место и сыграли дома 1:1, приехав в Красноярск выиграли две игры со счетом 3:2. Немалую роль сыграла психология – в ключевой момент включалась уверенность в себе. В этом сезоне первую игру квалификационного раунда не сказать, что мы сыграли хорошо. Мы проиграли 2:3, а приехав в Красноярск, выиграли со счетом 3:0. Это и есть уверенность в ключевой момент.
- В чем сильные стороны «Кузбасса» образца сезона 2024/2025? Кто из игроков команды удивил, кто превзошел ожидания, а кто не сыграл на том уровне, на который от него ждали?
- Сильные стороны нашей команды в этом сезоне – это то, что в ключевые моменты мы могли собраться и показать настоящую игру, настоящий волейбол. Приятно удивил Илья Юльмухаметов, потому что он встал в состав, когда Саша Ткачев повредил ахилл и это воспринималось с настороженностью. Но Илья доказал, что на площадке он не случайно и до конца сезона показывал стабильную игру в атаке и на подаче. И сейчас улучшает свои действия на блоке. К концу сезона порадовали Илья Морозов и Миша Каштанов в целом своей игрой. Морозов сыграл три матча группового этапа Кубка России 2025 в основном составе и зарекомендовал себя очень неплохо. Да, этот уровень еще нужно будет подтверждать и подтверждать, и расти дальше, но я вижу, что он целеустремлённый человек. И также Миша Каштанов, он очень много работает, проявляет себя и в следующем сезоне – это основной либеро в нашей команде, поэтому мы старались давать больше игрового времени. Не могу не сказать о Егоре Сиденко, который провел неплохой сезон и в будущем очень на него рассчитываем.
- Какая игра регулярного чемпионата России стала для вас самой запоминающейся?
- Первой приходит на ум игра с Белгородом. Она в каждой партии была такая острая, и изюминкой стал пятый сет, который продлился до 35 – качели как в одну, так и в другую сторону. И мы могли выиграть три брейка и закончить матч, но все склонилось не в нашу сторону. Эта игра, запомнилась своей зрелищностью, эмоциями, в какой-то момент судейскими решениями, но я думаю она всем понравилась.
- Одна из тем, которую болельщики чаще всего обсуждали по ходу сезона – это замены. Как считаете, почему такое пристальное внимание уделялось вашим тренерским решениям?
- Замены – это неотъемлемая часть игрового процесса. Мы после определенного времени и на основании статистики смотрим, работает ли данная замена. Важно количество игрового времени, которое волейболист должен проводить на площадке, чтобы повышать свой уровень. Приходит момент, когда он может стать в основу и за счет того, что у него не было игрового опыта, может сделать невынужденные ошибки. Второе, мало кто обращает внимание, когда замены работают. Когда они работают, все хорошо, все классно, все молодцы. Как только замена не сработала – сразу все спрашивают, а почему такие замены. Я не слышал ни одного вопроса, почему ты сделал эту замену, и она классно сработала. Со стороны запоминается плохое. (улыбается)
- Как часто во время игры вы полагаетесь на интуицию?
- На интуицию я очень сильно полагаюсь, иногда это работало иногда нет.
- Как вы переживаете поражения?
- Переживаю. Но переживать долго времени нет, так как игры каждые три-четыре дня и нужно успеть разобрать свои ошибки и построить тактику на следующую игру. А вот победы забываются быстрее.
- К каждому игроку нужен свой подход, бывало ли в вашей карьере, что было сложно подобрать слова или установить контакт?
- Каждый из игроков это личность, и они имеют свои особенности. Бывали случаи, когда мне требовалось больше времени, чтобы наладить доверительные отношения. Это требует терпения, но в конечном итоге, помогает создать сильную команду и добиться успеха.
- Что нужно сделать тренеру, чтобы игрок смог раскрыть свой потенциал?
- Увидеть его сильные и слабые стороны, мотивировать игрока, чтобы была обратная связь, как от тренера, так и от спортсмена. Работать от звонка до звонка – этого мало, нужно заниматься индивидуально Раскрытие потенциала – это работа игрока и тренера, 50 на 50.
- С 2021 года вы в системе кемеровского клуба, в качестве главного тренера «Кузбасса-2», а по ходу прошлого сезона главный тренер команды Суперлиги. Чем нравилось работать в молодежке и чем не нравилось?
- Нравилось видеть результат нашей совместной работы, потому что в начале сезона это одни ребята, а спустя полгода уже видишь результат. А не нравилось, вставать очень рано и в 7 часов начинать тренировочный процесс с первой группой, потому что это 9-10-й класс. Вторая группа — это студенты, они начинали в 8-30 И следующая общая тренировка была в 14-00.
- Что первое бросилось в глаза, когда стали тренером Суперлиги в середине прошлого сезона?
- Ограниченное количество полноценных тренировок из-за большого количества игр перелетов.
- После перехода в Суперлигу следите за молодежкой?
- Редко, но общаемся с тренером команды Дмитрием Ишковым и с врачом Евгением Аксененко . Мне всегда интересно с ними поговорить.
- Можно ли сказать, что благодаря работе с «Кузбассом-2» вы дали возможность многим игрокам молодежки шанс попробовать себя в Суперлиге?
- Я думаю, что даже если бы до этого не был тренером молодежки, то все равно рано или поздно привлекал бы их к тренировочному и игровому процессам. Я думаю, это работа любого тренера Суперлиги. Помогло конечно и то, что я знал их характер и возможности молодых игроков за те 2-3 года что работали вместе.
- За время тренерской вы работали с женскими, молодежными и мужскими командами, везде определенно есть своя специфика, какая?
- С женской командой я работал главным тренером полтора сезона. Это очень интересный опыт. С девчонками работать непросто. Там очень многое решает психология 60-70% (а может и больше) потом все остальное и если они верят в тренера, то будут «разбиваться» на тренировке и на игре. Я иногда даже глаза закрывал от их падений и где-то останавливал, потому что они отдаются работе даже больше, чем мужские коллективы. С молодежными – видеть результат по прошествии времени. Там очень много нужно работать над техникой, дисциплиной, систематичностью, переходить от количества к качеству. В плане психологии женские и молодежные команды близки. В мужских командах это игроки, которые уже добились какого-то определенного результата и уровня. Им глобально не нужно объяснять для чего мы здесь собрались, потому что здесь собраны профессионалы, у которых есть цель.
- По ходу сезона, бывало, зарубались с грандами, а с равными соперниками или командами из нижней части турнирной таблицы не всегда удавалась острая борьба, в чем причины?
— Это все таже психология, если мы играем с соперниками, которые слабее нас, и мы это знаем, в голове даем сами себе какую-то слабину. Но при этом нужен результат, при котором мы должны выигрывать. А с сильными командами не стоит задача выиграть, нужно показать хорошую игру. Зарубиться с грандами дорогого стоит и это была классная борьба, но опять же мы в основном не выигрывали.
- Как во время матча сохранить этот баланс между спокойствием и эмоциями и нужен ли он?
- Так и бывает, что я пытаюсь сохранить спокойствие, но думаю, что каждый тренер слукавит если скажет, что он спокоен на каждой игре. То, что творится в душе во время каждого розыгрыша, а особенно когда команда могла выиграть, но проиграла – внутри все клокочет и кипит. Как бы внешне спокоен ты не был. В какие-то моменты я очень сильно завожусь, особенно от спорных судейских решений. Конечно, во время игры я вижу, насколько команда заряжена, но бывают моменты, когда нужно найти слова чтобы бы завести либо спровоцировать на определенное действие.
- По ходу сезона были моменты, когда главные тренеры команды получали штрафы за нецензурную брань в тайм-аутах. У вас тоже был такой эпизод, как относитесь к таким моментам?
- Отрицательно, но иногда в пылу борьбы может выскочить крепкое слово, оно может иметь глубокое значение (смеется). Все-таки у нас мужской коллектив.
- Еще со времен молодежки Сергея Троцкого можно было узнать по характерному жесту, помните ли вы откуда это пошло?
- Не знаю откуда это пошло и даже не вспомню, но обратили внимание на это именно здесь. Я как тренер не могу выйти на площадку и дать волю эмоциям, пнуть мяч, скамейку и т.д. Когда идет розыгрыш и мы его обидно проигрываем, я сильно сжимаю себе бок и благодаря этому меня немножко отпускает (смеется).
- А как вы относитесь к суевериям и приметам? Были ли они по ходу игровой карьеры?
- Конечно, были. Самая распространённая – это если ты выигрываешь – не бреешься. Также старался не возвращаться домой или в номер, если уже вышел на матч. Когда стал тренером, было такое что не брился в день игры, но потом стал делать наоборот. Часто бывает, что приметы не работают и специально делаешь наоборот, чтобы посмотреть этого выйдет. А вообще я не сильно верю в приметы.
- Вы выступали на позиции центрального блокирующего, кто сейчас самые крутые блокирующие российского чемпионата?
- Дикарев Виталий («Факел Ямал»), у него есть очень хорошее качество – читать игру связующего. Между связующими и блокирующими всегда дуэль. Еще назову Артема Вольвича («Зенит-Казань») и Ильяса Куркаева («Локомотив»).
- У каждого тренера есть свой стиль, кто-то отличается железной дисциплиной, есть наставники с более демократичный подходом, к какому лагерю относите себя вы?
- Я в этом плане демократичен, я за дисциплину, но основанную на доверии. Мне не важно чем игрок занимаемся вне тренировок и игр, но, если он показывает свой профессионализм в работе и выполняет все на 100%, я не вижу никаких проблем. Можно привести много примеров на эту тему, где нет тотальной дисциплины и есть отличный результат.
- У кого из тренеров хотели бы поучиться и чему?
Фердинандо Де Джорджи тренер сборной Италии, у него я бы хотел посмотреть аналитику, потому что меня очень увлекает это направление. Мне интересно посмотреть на тренера сборной Японии Филиппа Блана,который привел сборную к феноменальному результату. Радостин Стойчев тоже очень интересный специалист.
- Если бы была такая возможность хотели бы что-нибудь поменять в правилах волейбола (вернуть старые или добавить новые)?
- Сейчас все устраивает, потому что мы знаем, что, когда вводится что-то новое, ты этого сторонишься, т.к. новое всегда пугает. Но потом привыкаешь. Когда я начинал играть, не было либеро и зона подачи была только одна и многое другое. На счет правил можно дискутировать долго Хотелось бы оставить возможность просмотра игрового действия в конце полного розыгрыша, чтобы не терялась зрелищность.
- Формула командной химии от Сергея Троцкого.
-Общекомандная цель, к которой мы должны идти. Единство, оно заключается в доверии. Каждый игрок на своей позиции должен доверять партнеру. Коммуникация во время игры и в тренировочном процессе, и в быту. Позитивная командная атмосфера, где каждый чувствует себя нужным и мотивированным. И на площадке, и в жизни это должен быть единый коллектив, в качестве примера назову «Зенит-Казань» И какая бы сильная команда не была, без этой химии результата не будет.
- Как этот сезон прошел для болельщиков «Кузбасса»?
- Нервно, потому что мы играли волнообразно, был момент, когда у нас была серия из семи поражений подряд и мы были на 11-м месте. И наш седьмой игрок все равно поддерживал, несмотря ни на что и в этом есть сила нашего болельщика – поддержать в самые худшие моменты, и понятно в самые лучшие тоже. Часто бывает так, что, если что-то не получается у команды, тебя еще больше втаптывают и не поддерживают, но это не про наших болельщиков. Они самые искренние, это чувствуется и когда команда проходит круг после матча, не важно какой результат, все говорят хорошие слова и верят в команду. Это круто, этим мало кто может похвастаться. Спасибо Вам!!!
- Сезон окончен, поэтому финальный вопрос будет таким: какой для вас лучший отдых?
- Я еще думаю, либо в горы поеду, либо с родными и друзьями увижусь в Беларуси. Но дальше, я уже знаю точно через две недели потянет на работу, на анализ своей работы и построение планов на следующий сезон, потому что команда еще омолодится и нужно будет работать еще больше.