Спортивное интернет-телевидение Новокузнецка
При поддержке благотвортельного фонда «Юмас» им. Ю. М. Асаилова
Разработка и дизайн

Бывший вратарь «Кузнецких Медведей» закончил играть и тренирует молодежь в Ингушетии. Советы ему давал Вьюхин

В середине 90-х семилетний Саша Плотников вслед за другом-хоккеистом записался в школу «Металлурга». С пятого класса Плотников попал в спецкласс, а там свой особый распорядок дня: тренировка в 6:50 утра, занятия в школе, после уроков вторая тренировка, и так пять дней в неделю, тут не до учебы. А в выходные — опять хоккей, ездили на матчи в соседние города.

— В Кузне было много детских команд, мы все время между собой играли, в соседние города тоже ездили — Новосибирск, Барнаул, Соликамск. Расстояние до них около 300 км, поэтому никто не делал проблему из того, чтобы поехать поиграть, — вспоминает Плотников.

В период летних каникул для хоккеистов проводились сборы: два сезона по 28 дней. Так что родные Сашу почти не видели. После школы он играл за красноярский «Сокол» и «Кузнецких медведей», правда, попал в этот клуб не сразу, путь в него был долгим и тернистым. Главное — никогда не унывать С первого раза в состав «Кузнецких медведей» Плотникова не взяли, отдав предпочтение другим, более опытным голкиперам. Его отправили в Красноярск, где он успел несколько месяцев отыграть за местный хоккейный клуб «Сокол», а потом заработал бронхит во время тренировок. Пока лечился, ему нашли замену, как говорится, незаменимых людей не бывает.

Возвращение домой было не слишком радостным, пришлось все начинать с нуля. Сначала тренировался на городских аренах с кем только возможно: с любителями, ветеранами, полупрофессионалами, потом по ходатайству тренера вратарей «Металлурга» Николая Мишина попал в городскую любительскую команду, а вскоре клубу понадобился третий вратарь для тренировок, и его пригласили. Именно в «Металлурге» произошла судьбоносная для Александра встреча с известным голкипером, его тезкой, Александром Вьюхиным. Он стал для молодого, но подающего большие надежды хоккеиста и другом, и наставником — помогал, подсказывал, проводил персональные тренировки.

Фортуна штука переменчивая Через год, с переходом теперь уже известного, а тогда еще перспективного хоккеиста Сергея Бобровского в «Филадельфию», в «Кузнецких медведях» освободилось место, и Плотникова взяли в клуб третьим вратарем. Казалось, что он наконец-то поймал удачу за хвост, перед ним открывались новые горизонты. Александр ставил перед собой весьма амбициозные цели: КХЛ, сборная, Олимпиада. Но, как известно, фортуна штука переменчивая. В 24 года из-за серьезной травмы пришлось поставить крест на дальнейшей карьере голкипера.

С командой КХЛ, правда, успел полетать и даже переодевался на одну игру вторым вратарем, выходил перед игрой на раскатку, вспоминает Плотников. Еще с пятого класса он видел себя только в хоккее и решил во что бы то ни стало в нем остаться. По совету своего старшего товарища Вьюхина поступил в высшую школу тренеров. 

— Очень интересно было там учиться. Ты уже по-другому начинаешь смотреть на тренировочный процесс, по-новому строить работу — больше обращаешь внимание на здоровье детей, правильно подбираешь нагрузки. Чтобы работать детским тренером, нужно очень много терпения. По большому счету, ты должен стать для ребенка вторым родителем. После каждой тренировки у меня сердце болит, что кого-то поругал, кого-то наказал, но потом приходит понимание, что это было верное решение. На тренировках важна дисциплина, поэтому иногда приходится проявлять строгость. А еще тренер должен быть хорошим психологом, причем с родителями зачастую приходится работать больше, чем с детьми. Ведь каждый из них считает, что он разбирается в хоккее, хотя на самом деле это далеко не так.

— С какого возраста лучше всего отдавать ребенка в хоккейную секцию?

— Есть разные мнения на этот счет, кто-то говорит, что в пять лет, а то даже и в четыре, но я считаю, что делать это нужно не раньше шести. Это самый оптимальный возраст, когда ребенок уже что-то осознает.

— А если родители по какой-то причине не успели отдать ребенка в секцию, когда ему было шесть лет, но все равно хотят, чтобы он играл в хоккей. Есть ли шанс, что пришедшие позже смогут догнать своих уже играющих сверстников, или эти дети так и не попадут в команду?

— Действительно, такая практика у нас есть. В Ингушетии хоккей еще не настолько популярен, чтобы от желающих отдать детей в хоккейную секцию не было отбоя. Для создания полноценной по числу игроков команды приходится набирать новичков. Для таких детей нужна группа начальной подготовки, а вот смогут ли они когда-нибудь догнать остальных, зависит только от их способностей. Есть игровые дети, которые все схватывают на лету, а есть не игровые. В этом случае от тренера мало что зависит. 

— Отдав детей в хоккей, многие родители ждут, что уже через полгода они начнут демонстрировать первоклассную игру и очень расстраиваются, если этого не происходит. Так, когда же ждать результата?

— Не раньше чем через два-три года. Самое сложное, научить детей кататься. Это очень нудная монотонная работа. Родителям кажется, что если тренировка однообразная, то дети на ней ничего не делают, а если ребенок не вспотел — плохо тренировался. Но тренировки, на самом деле, разные — бывают с большими нагрузками, например, на катание, а бывают тактические. Сухие тренировки не менее важны, как, впрочем, и домашние задания. Причем заниматься нужно регулярно, не менее пяти раз в неделю, иначе результата не будет.

— Каждый хоккеист в команде, выходя на лед, выполняет определенные функции, то есть имеет свое амплуа: форвард, защитник, голкипер. Как функции распределяются между игроками?

— Их распределяет тренер исходя из способностей каждого ребенка.

 Вы были голкипером. Какими качествами должен обладать хоккеист, защищающий ворота, и чем он отличается от полевых игроков?

— Вратарь — это игровой ребенок, он должен намного лучше играть в командные игры, чем полевые игроки, прекрасно кататься и обладать большой выносливостью. Со стороны кажется, что вратарь почти ничего не делает, просто отбивает шайбу. На самом же деле очень тяжело отстоять на воротах от начала до конца матча, тогда как полевые игроки меняются через каждые 30-40 секунд. Вратари должны быть еще и психологически устойчивы. Игра может складываться по-разному, важно не опускать руки после пропущенной шайбы.

— Что нужно, чтобы сыгрались пятерки?

— Нужно больше проводить тренировок тактического характера, когда тренер расставляет детей и показывает им выход из зоны, вход в зону, позиционную игру. Ну и, конечно же, все приходит с опытом. Чем чаще дети играют матчи, тем лучше. В хоккейных регионах турниры проходят практически каждые выходные, у нас, к сожалению, матчи бывают куда реже.

— Наверное, в хоккее, как в любом соревновательном виде спорта, успех во многом зависит от уверенности каждого игрока в себе, в собственных силах. Как помочь детям перед матчем справиться с волнением и настроиться на игру?

— Такого рецепта нет. Любой спортсмен перед началом соревнований испытывает страх. Я помню свое волнение, когда еще в детстве, в классе девятом, мы играли финал чемпионата России при полных трибунах, где несколько тысяч зрителей. Многие за свою жизнь столько людей не видели, а тебе перед ними играть. Не все справляются с таким напряжением, но с нами работали психологи. А вообще предыгровой мандраж обычно быстро проходит, стоит только выйти на поле и отыграть пару минут матча.

— Хоккей — командная игра, где успех зависит от каждого. Насколько важна психологическая атмосфера в коллективе?

— Конечно, важна, но это только в фильмах хоккейная команда живет как одна большая дружная семья, в реальной жизни все далеко не так. В команде, как в любом коллективе, всегда есть несколько групп, но это в раздевалке, а на поле во время матча или в какой-то конфликтной ситуации все друг за друга горой.

— А если у ребенка вдруг пропало желание тренироваться, что в этом случае делать родителям? Нужно ли его заставлять?

— Есть разные категории детей — одни сами хотят заниматься, других нужно все время подталкивать. В моем детстве тоже были моменты, когда хотелось все бросить: на улице погода хорошая, друзья зовут во двор гулять, а тебе нужно на тренировку. Моя покойная бабушка меня несколько раз отговаривала от решения оставить хоккей, за что я ей сейчас очень благодарен. Но если ребенок не видит себя в хоккее, нет смысла его заставлять, даже если родители хотят, чтобы он стал хоккеистом.

— Какова роль родителей в спортивной карьере ребенка? Нужно ли им интересоваться тренировочным процессом, говорить об успехах с тренером, смотреть вместе с ребенком по телевизору хоккейные матчи?

— Конечно, все это нужно делать. Ведь роль родителей не ограничивается только лишь тем, чтобы привести ребенка на тренировку, а затем вовремя его оттуда забрать. Если родители хотят видеть сына хоккеистом, им придется потратить много времени, сил и средств.

Итак, подведем итог. Если вы действительно хотите чтобы ваш ребенок занимался хоккеем, будьте готовы к тому, что его тренировки будут отнимать много времени, а еще потребуются большие финансовые вложения. Но не только от таланта ребенка зависит его дальнейшая карьера, влияют и другие факторы, в том числе найдет ли он своего тренера, с которым будет комфортно работать, который будет поддерживать, помогать и верить в него. И даже при соблюдении всех этих условий, нет гарантии, что ваш ребенок станет тем самым хоккеистом, у которого будут контракты с известными клубами и огромные гонорары. Везет лишь единицам. 

Источник: «Ингушетия» - интернет-газета
Редакция Sport42
07.12.2018

Читайте далее

Комментарии: 0

Правила