Спортивное интернет-телевидение Новокузнецка
При поддержке благотвортельного фонда «Юмас» им. Ю. М. Асаилова
Разработка и дизайн

Новокузнецкий тренер воспитал Китова, привез к нам Сидоренко и стал легендой в Белоруссии. История Владимира Шенько

В пятницу тренер «Немана» по научно-методической работе Владимир Шенько отметил 70-й день рождения. Уроженец Новокузнецка в белорусском хоккее уже 30 лет. Он с детских лет любит спорт, но не стал ярким игроком. Да и к тренерской профессии шел постепенно, шаг за шагом.

«Я белорус. Корни мои здесь»

– Я воспитанник новокузнецкого хоккея. Но в новокузнецком «Металлурге» никогда не играл. Только тренировал – сначала детей в клубной школе, а потом работал в команде мастеров – три сезона в первой и второй лигах чемпионата СССР (1986-1989), а позже – еще два года в российской суперлиге (2000-2002).

Отец мой в войну у печки стоял, сталь варил. Его в Новосибирск на какое-то время забирали, но затем вернули. У отца с матерью нас было пятеро, еще два близнеца умерли. Я самый младший. После войны папа еще на заводе поработал, но когда здоровье похуже стало, ушел с предприятия. Металлургам разрешили строить жилье, и отец возвел домишко в пригороде на берегу Томи - это самый большой приток Оби. Хозяйство потом появилось. Рядом был Орджоникидзевский район Новокузнецка, отдаленный от центра, от металлургов. Там были шахты – Зыряновская, Абашевская, Байдаевская. Я жил в местности, которая называлась Абагурская площадка, за мостом на Междуреченск. Утром пойду, удочкой пескарей наловлю, к мамке прибегу, она мне два яйца шмяк - и вместе с пескарями пожарит. И у меня завтрак шикарный. Энергии после него хватало :)

Но вообще я белорус. Корни мои здесь. Дед мой жил на берегу Припяти, в районе Калинковичей. Хозяйство имел приличное. В 1938 году его раскулачили, семью погрузили в теплушки и отправили в Сибирь строить металлургические заводы. В Кузбассе много полезных ископаемых – руда, уголь. Для строительства предприятий тогда еще пригласили американских инженеров.

«В 15-16 лет играли за мужиков. Они нас всегда благодарили – бывало, колбасину какую-нибудь дадут после матча»

– У нас в школе преподавателем физкультуры работал бывший военный из Питера. Звали его Алексей Иваныч, а вот фамилию уже и не вспомню. Талантливый мужик, с высшим образованием. Он заразил спортом и пацанов, и девчонок.

Хоккей сначала развивался в центре Новокузнецка, а потом добрался и до нашей Абагурской площадки. Соорудили коробку, заливали ее, сами чистили и катались. Начали проводить соревнования среди школьных коллективов. Когда мы стали побольше, несколько наших игроков заметили в Байдаевке, где была команда «Шахтер» - она выступала на городе и даже на области. Мне в то время было 15-16 лет, начали ездить туда. Там уже и коробка была более современная, заливка льда постоянная. Стали поигрывать вместе с мужиками. У них пайки были хорошие, и они нас всегда благодарили – бывало, колбасину какую-нибудь дадут после матча или еще чем-то угостят. Время такое, что не очень с питанием было.

Кемеровская область – регион хоккейный. Команды были в Новокузнецке, Кемерово, Прокопьевске, Междуреченске. В мое время там с детства играли на открытых полянах. Проводились соревнования среди коллективов физкультуры. А вообще мне весь спорт очень нравился. В футбол, баскетбол, волейбол играл. На лыжах за школу бегал.

Как правильно кататься, подсказывали игроки, которые были постарше. Старался подмечать у других и брать на вооружение то, что мне нравилось. Когда подрос, приглашали пробоваться в молодежную команду «Металлурга». Там ребята занимались систематически, выступали на первенстве РСФСР за сборную Кемеровской области. Составить конкуренцию им мне было сложно. Поэтому постепенно перестал ездить в центр. Зацепился в «Шахтере» и играл на первенство области - оно было сопоставимо с соревнованиями в классе «Б» чемпионата СССР.

Примерно в 16-17 лет купил себе коньки «Динамо-Экстра», хромированные такие. Помню, молился на обновку: чистил, парил, точил. Сразу по-другому кататься стал. И так, и эдак пробовал.

До «Динамо-Экстры» коньки у меня были незатейливые, из дерматина. Пятку делали из задника, который вырезали из валенка, и впереди аналогичную конструкцию на носке, чтобы нога лучше фиксировалась. Лезвия сами точили, правда, заточки хватало только на один раз, потому что очень слабая сталь была. Сперва напильником, а потом гладким бруском шлифовал. Я так наловчился, что когда в спортивной школе работал, то и пацанам коньки готовил.

Вот так и играл на первенство области. И в класс «Б» меня подтягивали. Бегал за мужиков и в первом звене, и во втором. Так школу и заканчивал. Потом пришла пора идти в армию. Попросился в военкомате, чтобы направили в армейскую команду, поехал в Новосибирск, где просмотровые сборы были. Но там ребята были более подготовленные, они занимались профессионально. И тогда поступило предложение пойти в воздушно-десантные войска. Служил в Каунасе в 1969-71 годах.

«Поработал преподавателем в хоккейной ДЮСШ и понял: это мое»

– Когда вернулся из армии в Новокузнецк, пошел работать в 60-ю школу учителем физвоспитания и поступил в физкультурный техникум в Прокопьевске. Также трудился учителем физвоспитания в 4-й школе, а с 1976-го по 1980-й был в родном городе преподавателем в горно-транспортном техникуме. И при этом все время играл в хоккей – на чемпионате области. Иногда пересекались в переходных пульках за выход в класс «Б». Затем переехал в центр и стал руководителем физвоспитания металлургического техникума. Тут начал плотно общаться с хоккейной командой и детской спортивной школой «Металлурга». И с 1981-го по 1984 годы был преподавателем в хоккейной ДЮСШ. Понял, что это моё! Набрал мальчишек 1972 года рождения. А через год мне еще добавили группу парнишек 1968 года.

Впервые в Новокузнецке создали спортивный класс. Рядом была школа, дети там и учились, и питались. Выделили для них учительницу. В то время ледовый дворец еще только строился. И мы оборудовали раздевалку в бомбоубежище. Коньки ребятам точил постоянно. Правда, на открытом льду хватало только на одну тренировку, потому что в результате работы завода оседала металлическая пыль – и люди ею дышали, и лезвия быстро тупились. А на таких коньках катанию обучать сложно.

Позже прикинул, что надо было двигаться, и в 1984 году поступил слушателем Высшей школы тренеров в Москве. Два года учился, преподавал там сам Анатолий Тарасов, а также доктор педагогических наук, профессор кафедры теории и методики хоккея РГУФК Валентин Савин. Вместе со мной учились такие легенды, как Владимир Петров, Александр Сидельников. А также Коля Соловьев, который потом новокузнецкий «Металлург» тренировал. Еще во время учебы в ВШТ сдружился с Владимиром Труновым. Тоже был сильным хоккеистом, после пяти сезонов в ЦСКА у него случилась конфликтная ситуация, и он перебрался сначала в ленинградский СКА, а потом в «Спартак», с которым в 1976 году выиграл чемпионат СССР. Володя – душа-человек. У него квартира в Москве была рядом с ВДНХ. Когда мы приезжали туда, заходили к нему в гости. А он очень любил готовить, и постоянно нас угощал.

После ВШТ стал тренером хоккейной команды «Металлург», был ассистентом у Анатолия Мотовилова. Это величина для новокузнецкого хоккея, много лет успешно играл в московском «Динамо». Помню еще, когда он начинал. Был моим кумиром: катание, интеллигент в хоккее, центральный нападающий. Мало кто знает, что в детстве он балетом занимался в Новосибирске. И это ему, конечно, в хоккее здорово помогало.

«В 2000-м в Новокузнецке нужен был тренер с регалиями. Предложил Андрея Сидоренко»

– Когда я работал в «Кузне» еще до переезда в Беларусь, Саша Филиппенко у нас вратарем был. Он учился в металлургическом институте - и чертежи делал, и тренироваться успевал. В 2000-м Филиппенко позвонил и пригласил в Новокузнецк - он тогда только пришел на руководящую должность, и ему нужен был тренер с регалиями. Я предложил Андрея Сидоренко, который имел определенный статус. Андрей Михайлович согласился, тем более, что у него как раз какие-то проблемы возникли в Польше.

Сам же я был вторым тренером, ко всему относился трепетно. И меня там все знали: «Володя вернулся». Команду перекроили, омолодили. Однако кадрового ресурса все же не хватало, чтобы серьезно продвинуться. Но за два года заложили фундамент для смены поколений. Правда, задачи не выполнили, а в таких случаях там долго не думают: «До свидания!» Конкуренция в России среди тренеров высокая. Не церемонятся даже со специалистами, которые когда-то поиграли на высоком уровне.

«Малашкевича впервые увидел на «Золотой шайбе». И сразу все стало понятно»

– Ребят из Новокузнецка я привез еще в «Белсталь», позже некоторые из них оказались и в «Немане». Настоящей легендой в Гродно стал Олег Малашкевич, его майка висит под сводами Ледового дворца. Он из района Абашево. Его первого тренера я визуально знал, но близко мы не контачили. Олега же увидел впервые на «Золотой шайбе». И сразу стало все понятно – и посадочка, и осмысленность всех действий. Сразу подумал: вот это – центральный. Так оно и вышло.

Вратарь Леха Емельянов тоже со мной приехал. Он такой холерик, злой до работы и честный парень. Потом поиграл за сборную Беларуси на чемпионатах мира, когда она пробивалась из низших дивизионов, пробовал свои силы в московском «Спартаке».

Я также пригласил в Гродно из Новокузнецка Анатолия Булатовича Чурабаева. Мы вместе с ним работали в школе в «Металлурге», причем он раньше меня начал, и я у него многое перенял. Чурабаев привез с собой нескольких классных пацанов. Все играющие ребята – его сын Александр, защитник Сергей Чернобаев – оба стали трехкратными чемпионами Беларуси. Дмитрий Кравченко рано закончил карьеру, но стал успешным тренером. Был еще форвард Станислав Солопекин – рослый парень, но игровичок такой, а как человек – очень спокойный и скромный. Много лет за «Неман» отыграл Сергей Лантратов, сейчас он трудится в штабе нашего клуба.

«Феномен хоккейного Новокузнецка? Там слабым не выжить»

– В Новокузнецке выросло много сильных хоккеистов, которые играют и в НХЛ, и по всей России. Что способствует появлению крепких игроков? Например, географическая отдаленность региона, все хотят выбраться в лучшие условия. Все-таки экологическая обстановка, особенно раньше, была неблагоприятной. Город как будто в котле, потому что вокруг сопки. И если ветра нет, загазованность сильная. Кроме того, в регионе работяг много. А в хоккее без этого ловить нечего. Кроме того, там царский острог был. Поэтому люди научились выживать, и это качество передавалось через поколения. Черная металлургия, шахты. Тяжелая работа. Там слабым не выжить. Нужно иметь характер, чтобы ходить под землю. Да и работать на этих заводах очень сложно. Это закаляет людей, они становятся тверже, могут держать удар. Ну и суровые зимы. Не будешь двигаться – замерзнешь. Поэтому все играют :)

Из моих воспитанников набора 1972 года рождения за новокузнецкий «Металлург» прилично поиграли защитники Евгений Бакланов, Андрей Трощенков и форвард Владимир Кормачев. Среди ребят 1968 года в основу пробился нападающий Сергей Миронов, он потом еще со мной в «Белсталь» поехал. Форвард Александр Китов не только долго играл за «Кузню», но затем был главным тренером и спортивным директором клуба.

Самым большим талантом среди ребят 1968 года, на мой взгляд, обладал Сашка Жданов. Но на следующий год, когда я уехал из Новокузнецка в Жлобин, как мне рассказали, он во время матча сломал сразу обе лодыжки, и они неправильно срослись. Он так хотел вернуться в хоккей, что даже согласен был на операцию. Но врачи посоветовались и решили не рисковать.

А вот некоторые ребята загубили свои карьеры собственноручно. Например, обидно за нападающего Вадима Морозова, который даже в сборную СССР привлекался, был капитаном «Металлурга». Но не выдержал славы, как говорится. Начал принимать наркотики.

Владимир Шенько родился 24 июля 1950 года в Новокузнецке. Играл в первенстве Кемеровской области за новокузнецкий «Шахтер», в классе «Б» чемпионата СССР – за новокузнецкий «Алюминщик». Образование высшее. Окончил Новокузнецкий государственный педагогический институт, перед этим – техникум физкультуры в Прокопьевске. Выпускник Высшей школы тренеров в Москве (1986).

Тренерская карьера:

1981-1984 – тренер ДЮСШ «Металлург» (Новокузнецк)

1986-1987 – тренер ХК «Металлург» (Новокузнецк, СССР, Д3)

1987-1989 – тренер ХК «Металлург» (Новокузнецк, СССР, Д2)

1989-1991 – тренер ХК «Белсталь» (Жлобин), чемпионат БССР

1991-1992 – тренер ХК «Неман» (Гродно, СССР, Д2)

1992-1993 – тренер ХК «Неман» (Гродно), чемпионат Беларуси, открытый чемпионат России (Д2)

1993-1994 – тренер ХК «Неман» (Гродно), чемпионат Беларуси, открытый чемпионат России (Д2)

1994-1995 – начальник команды «Белсталь» (Жлобин), чемпионат Беларуси

1995-1996 – начальник команды «Белсталь» (Жлобин), чемпионат Беларуси, чемпионат ВЕХЛ

1996-1997 – тренер ХК «Тивали» (Минск), чемпионат Беларуси, чемпионат ВЕХЛ

1997-2000 – старший тренер ХК «Неман» (Гродно), чемпионат Беларуси, чемпионат ВЕХЛ

2000-2002 – тренер ХК «Металлург» (Новокузнецк), суперлига чемпионата России (Д1)

2002-2004 – тренер ХК «Керамин-Минск», чемпионат Беларуси, чемпионат ВЕХЛ

2004-2008 – главный тренер ХК «Неман», открытый чемпионат Беларуси

2008-2009 – тренер ХК «Дмитров», высшая лига чемпионата России (Д2)

2010-2021 – тренер ХК «Неман» (Гродно), чемпионат Беларуси.

Редакция Sport42
26.07.2020

Читайте далее

Комментарии: 2

Правила
Иван 26.07.2020 19:25:27
0

Да много раз лед топили в ДСКМ с тех времен.Но все не однозачно в этой жизни.Помнится в 80_х Булатыч свой год увез в Беларусию,пацанам было лет 12-14 точно не помню,вот крику было, на весь Союз.Но я думаю ребята ему благодарны в оканцовке,да и тренер был Чурабаев от бога,земля ему пухом!

Александр 26.07.2020 16:59:41
0

Трощенков и Кормачев долго поиграли за "Металлург" и принесли много пользы команде,а вот Бакланов всего сыграл за клуб 27 матчей в одном только сезоне,всю свою карьеру провел в основном за барнаульский "Мотор".