Экс-либеро сборной России и наставник «Кузбасса» Алексей Вербов — о прошедшем сезоне и перспективах на Играх в Токио.
Суперзвезда мирового волейбола, многолетний либеро сборной России Алексей Вербов два года назад завершил игровую карьеру и сосредоточился на тренерской деятельности. Первой полноценной работой на должности главного тренера для заслуженного мастера спорта стал кемеровский «Кузбасс», с которым он напрямую вышел в «Финал шести» прошедшего национального чемпионата и остановился в шаге от медалей.
В следующем сезоне двукратный призер Олимпийских игр возвращается в казанский «Зенит», за который выступал последние шесть лет своей карьеры, три из них проведя в качестве играющего тренера. Вербов сменит на должности главного тренера легендарного Владимира Алекно, выигравшего с клубом четыре Лиги чемпионов, клубный чемпионат мира, а сборную России приведшего к золоту Олимпиады-2012.
В интервью «Известиям» Вербов рассказал о сезоне «Кузбасса», приезде в команду звездного волейболиста сборной Италии Ивана Зайцева, поддержке кемеровских болельщиков и причинах своего отсутствия на «золотой» Олимпиаде в Лондоне.
— Правильно ли говорить, что в прошедшем сезоне состоялся ваш первый самостоятельный тренерский дебют? Или боевое крещение было в Казани, когда в сезоне-2019/20 вы подменяли ушедшего в отпуск по состоянию здоровья Алекно?
— И да и нет. Тренерский хлеб я прочувствовал, еще будучи играющим тренером на протяжении трех сезонов. В прошлом году Романыч (Владимир Алекно. — «Известия») практически полностью доверил мне управление командой, но всегда был рядом и присматривал за нами. Спасибо в очередной раз ему за помощь и за то, что постепенно дал познать все прелести тренерского труда (улыбается). А «Кузбасс» — это уже полноценная работа «от и до».
— Какую оценку поставите «Кузбассу» по итогам сезона?
— Мы выполнили минимальную задачу в регулярке, но, к сожалению, не смогли добраться до медалей в финале. А в спорте чуть-чуть не считается. Ты либо на коне, либо под ним. В игре с «Динамо» в Кубке России нам тоже самую малость сил не хватило, но они — обладатели Кубка, а мы его только по телевизору смотрели. В Лиге чемпионов выступили неудачно, и я как тренер провел ее не лучшим образом.
— Что получилось и не получилось в прошедшем сезоне в целом? Ведь от медалей команду отделил всего один тай-брейк.
— В целом мы провели хорошую работу, если вынести за скобки результат. «Кузбасс» находился в тяжелой ситуации в конце прошлого года, и я считаю, нам удалось создать дружный и боеспособный коллектив практически на звонке (перед самым стартом сезона. — «Известия»). От медалей команду, как вы сказали, отделил один тай-брейк. А бывает, что и одна секунда или один сантиметр на видеочелендже. Но везет тому, кто везет. Значит, могли где-то получше выложиться. Но я как тренер горд за ребят и доволен тем, как они относились к работе. Я обещал в начале сезона, что за команду будет не стыдно, ее полюбят, и она будет отдавать всё, что может. Кроме редких моментов, так оно и было. Я убежден, что каждый из нас стал лучше после этого сезона. Кто-то, может, незначительно, а кто-то ощутимо, и это также было одной из целей на сезон.
Конечно, «Кузбасс» можно отнести к домашним командам как по непростой локации, так и в связи с просто сумасшедшими болельщиками, которые души не чают в своей команде. Что говорить, если только на открытую тренировку пришло полторы тысячи человек. Наши фанаты — реально седьмой игрок команды. Очень жалко, что ни в Лиге чемпионов, ни в плей-офф не удалось воспользоваться этим преимуществом. Пользуясь случаем, хочу еще раз извиниться за результат и передать всем болельщикам привет и огромную благодарность за всё.
— Иван Зайцев достойно заменил Виктора Полетаева. Как удалось убедить привыкшего в Италии к другому уровню жизни и бытовому комфорту игрока приехать именно в Кемерово, а не в Москву, Питер или Казань?
— Сложилось много факторов: тяжелая финансовая ситуация в Италии, профессиональное руководство «Кузбасса» и никаких сложностей в переговорах, а также доверительные отношения между мной и Ваней. У Ивана образ суперзвезды, а в жизни он абсолютно скромный и простой парень. Как мне показалось, русского в нем даже больше, чем европейского(улыбается). Он отлично влился в коллектив. Как и другой наш легионер, Петар Крсманович. Можно сказать, прошедший сезон «Кузбасс» провел без легионеров, а это не всегда удается.
— В каком моменте полуфинала «топ-6» Иван сломался, и был ли шанс, что он всё-таки сыграет в матче за третье место?
— Он почувствовал дискомфорт в середине пятой партии. Медицинский штаб сделал всё и даже больше, чтобы его восстановить, но, к сожалению, сыграть за бронзовые медали Иван не смог.
— «Зенит-Казань» стал вам родным клубом. Но эмоционально не тяжело ли покидать Кузбасс? Были хоть минимальные сомнения, оставаться или уходить?
— Казань — это особенное место для меня на волейбольной карте. Очень многое меня связывает с этим клубом и городом. И, конечно, сейчас у меня будет возвращение домой. Но и Кемерово приняло настолько тепло и душевно, что за этот сезон я совсем по-другому взглянул на Сибирь. Скажу честно: раньше ни как игрок, ни как тренер я себя не видел так далеко от дома. А сегодня думаю и выбираю между двумя, как мне казалось, несопоставимыми для себя вещами. Еще раз спасибо команде, руководству и всем тем, кто имеет отношение к этому замечательному клубу за всё. Этот сезон навсегда останется со мной.
— Как правильнее должен развиваться наш волейбол — чтобы был базовый клуб, как «Зенит», и сборная формировалась вокруг него? Или лучше максимальная конкуренция, как в последние три сезона, когда сборники играют почти во всех клубах Суперлиги?
— Не существует единственно верного ответа на этот вопрос. С одной стороны, наличие сборников в одной команде и, конечно, вместе со связкой, а не как это было в Питере, дает возможность налаживать игровые связи и чувствовать друг друга, как говорится, спиной на протяжении целого года, а не нескольких месяцев, когда особо нет времени. Такая практика была в свое время в ЦСКА и «Уралочке», которые были базовыми клубами сборной. А из последних примеров можно назвать Белгород. Но та легкость, с какой эти команды выигрывали внутренние чемпионаты, в нынешней конкуренции на международной арене могла бы сыграть с ними злую шутку. Сейчас многие команды подравнялись. Все знают, как правильно играть в волейбол. Вся информация в открытом доступе. И теперь результат, помимо технико-тактических и физических моментов, часто зависит от уверенности, характера и силы воли. А вырабатываются, тренируются и проверяются эти качества в играх на вылет, когда каждое очко, сет или матч на вес золота, когда нет явного фаворита, как это было на последнем «Финале шести», когда лучшие игроки страны играют друг против друга и бьются за трофеи. Во всех системах есть свои плюсы и минусы.
— Кого вы видите в сборной на своей позиции либеро на Олимпиаде?
— Есть серьезные вопросы по этой позиции. Не вижу среди коллег по амплуа явного претендента на поездку. Похоже, что кандидат определится в последний момент. Надеюсь, что тренерский штаб сборной сделает правильный выбор.
— Насколько далек от своей оптимальной формы основной либеро сборной на «золотой» лондонской Олимпиаде Алексей Обмочаев, игравший в этом сезоне у вас в клубе?
— У Лехи очень непростая судьба. Я рад, что «Кузбасс» помог получить ему еще один шанс. Он может играть еще лучше, чем сейчас. У него, безусловно, есть талант, но всё зависит исключительно от него.
— Вам самому до сих пор обидно, что не попали в «золотой» лондонский состав? Почему, на ваш взгляд, так произошло?
— Обида есть на самого себя. Не попал, потому что был хуже в тот момент. Но эта ситуация во многом изменила мою жизнь в лучшую сторону и сделала меня сильнее. А олимпийское золото остается моей целью — теперь уже как тренера. И это отличная мотивация для дальнейшей работы.
— Какие реальные цели должна ставить перед собой сборная России в Токио?
— Цель у каждого и команды в целом должна быть одна — выложиться на 100%, быть единым механизмом, уметь терпеть, когда будет сложно, и не ставить никаких глобальных целей. Играть и настраиваться нужно на каждый матч, как на отдельный турнир.
— Как оцените «Финал шести» в Москве по уровню организации. И как — новую арену московского «Динамо»?
— Арена нравится. Очень удобный зал. А вот с организацией были проблемы, хотя, возможно, на то были причины, я в этом не специалист. Например, тренеров не пускали на матчи, отправляли под крышу на трибуны. Мы с Туомасом (Саммелвуо, главный тренер петербургского «Зенита» и сборной России. — «Известия») хотели посмотреть игру, но так и не попали на нее. Ладно я, но главный тренер сборной?! Билеты были дорогие для обычных болельщиков. Нам надо привлекать зрителей, молодежь, а мы их, наоборот, отпугиваем. Раньше выделяли в Москве часть билетов на спортивные школы. Сейчас даже олимпийские чемпионы с трудом пробивались на матчи. Пригласительные для семей игроков и тренеров также не были предусмотрены. И в итоге зрителей было мало, особенно на групповом этапе. Чтобы «продавать» волейбол, как и должно быть, сначала нужно обеспечить на него спрос.
— Динамовцы сделали «требл», хотя от них мало кто ждал этого перед сезоном. За счет чего такое стало возможным?
— Стоит отметить работу менеджмента и тренерского штаба. Они всё сделали на пять. Подбор игроков, командная химия, желание, уверенность — куда ни ткни, всё работало как часы. Цветан Соколов наконец попал в коллектив, где реально почувствовал себя лидером и вожаком, иногда просто в одиночку тащил команду на себе. Павел Панков сделал огромный шаг вперед во всём, он произвел очень хорошее впечатление. Илью Власова готовы были отдать в начале сезона, а сейчас за него боролись все топ-клубы. Антон Семышев — открытие сезона для меня. Ярослав Подлесных выглядел стабильно, как и раньше. Сэм Деру держал уровень, несмотря на травмы. Даже Романас Шкулявичус, имея мало игрового времени и подменявший Сокола, ниже 60% в атаке не опускался. Поздравляю «Динамо», хорошая работа.
— Чего ждете от сезона-2021/22? Какие задачи будут стоять перед «Зенитом»?
— Цели и задачи «Зенита» всем известны. Из года в год они не меняются. Мы начинаем всё с чистого листа. От матча к матчу, от турнира к турниру выкладываемся на все сто и постепенно шагаем в нужном нам направлении. У нас есть все возможности для этого.
— Вы четыре раза выиграли Лигу чемпионов как игрок. Когда и от кого в первую очередь можно ждать, что российский клуб снова возьмет главный трофей европейского клубного волейбола?
— Хотелось бы вернуть этот трофей в Россию поскорее, но это будет сделать непросто. Желаю удачи российским командам в следующем году. Прогнозов делать не хочу, так как всё время промахиваюсь (улыбается).
М
2 : 3
Д